понедельник, 26 марта 2012 г.

В казанском командном танковом училище осваивают Т-90

Курсанты высшего военного танкового училища Казани на неделе выехали на военный полигон в Тоцк, что в 200 км от Оренбурга. Уже много лет именно туда наши танкисты отправляются, чтобы произвести штатные стрельбы. Сами говорят - только так ощутили всю мощь танка и российской армии.
Впрочем, интересно и место проведения этих стрельб. Долгое время наименование Тоцк звучало весьма угрожающе, ведь именно на этом полигоне в 1954 году прошли учения с испытанием ядерного оружия. Корреспондентам нашей телекомпании довелось вместе с казанскими танкистами увидеть сегодняшний Тоцк, внимательно отследить и ход их учений, и быт, и почувствовать, какого оно быть на настоящем военном полигоне в танке. Эксклюзивный репортаж об этом корреспондента KZN.TV Алены Деминой.

Полигон "Тоцкий". 200 км от Оренбурга. Уже больше века этот полигон остается одним из самых крупных в стране учебных центров. Здесь студенты военных учебных заведений и солдаты срочной службы впервые стреляют настоящими боевыми орудиями. Мечтать об этом они начинают сразу как только наденут военную форму!
Валерий Миронченко, начальник Казанского высшего военного училища: "Сегодня мы выполняем контрольные стрельбы штатным выстрелом из танков Т-90, Т-72 и Т-80. Что такое штатные выстрелы? Это, если сравнить с работниками сельского хозяйства, когда люди целый год готовились к этому мероприятию, сеяли, пахали, а сегодня пожинают свой труд. Сегодня молодые солдаты, которых мы набрали два-три месяца назад, выполняют стрельбу штатным выстрелом. Настоящий боевой снаряд, осколочно-фугасный".
Казанское танковое училище с 2007 года является единственным в России военным училищем, готовящим офицеров-танкистов командного профиля. И стреляет на тоцком полигоне с незапамятных времен. Это раньше выезжали с палатками и кухней, а сегодня восхищенной барышне впору воскликнуть - ах, какой у вас танк, ах какая у вас пушка! Сегодня здесь есть почти всё, только свои танки перегнали за 8 суток.
Рамиль Закиров: "Моя мечта с детства - стать танкистом. Командир танка Т-80 в будущем. Я сам хотел танкистом стать. Четвертый месяц служу. Хочу в дальнейшем стать командиром".
Александр Зарубин, ефрейтор: "Посчастливилось попасть в танковое училище. Чувство гордости переполняло меня, так как в танковых войсках служил и мой дед".
Сначала ребята прилежно учатся и сдают экзамены старшим по званию. Потом ещё проходят обучение на тренажёрах, они полностью повторяют военную технику, ожидающую свой экипаж на полигоне.
Альфред Яруллин, капитан: "Мы находимся в учебном корпусе, в классе, где находится тренажер. На нем солдаты обучаются проведению стрельб. Сначала на тренажере отрабатывают, потом на танке в реальных условиях... Они находятся на тренажере, а я наблюдаю за их действиями на компьютере. Вижу их ошибки".
Танки грязи не боятся, их не моют, а перекрашивают - любят шутить сами танкисты. Но на полигоне об этом и думать некогда. Главное - все сделать правильно. И справляются! Из полсотни стрелявших трое получили "отлично", остальные - "хорошо"!
Алексей Мекка, рядовой: "Мои ощущения? После выстрела штатным снарядом я ощутил, что такое мощь танка и мощь нашей российской армии".
Азат Нигматуллин, рядовой: "Никогда не думал, что стану танкистом. Когда исполнил третье упражнение... Незабываемые впечатления... Мне очень нравится та мощь, которую он несет".
Что броня крепка и танки наши быстры - подтверждает каждый из этих ребят. Они еще учатся, но многие готовы превратить это в свою будущую профессию, потому пришли сюда не только по повестке, но и по зову сердца.
В сентябре все эти ребята смогут заслуженно отпраздновать день танкиста. И специально для тех, кто в танке не был - они расскажут и о своем первом выстреле, который запомнили на всю жизнь. И о школе мужества, которую прошли. И о том, как горячо на сердце от мыслей от родном доме.
"Хочу, чтобы все служили в армии, почувствовали мощь и гордость. Это великая честь - служить Отечеству. Я хочу пожелать родным здоровья, счастья и, конечно, благополучия".
"Всем молодым людям советую идти в армию. Ничего такого тут нет. Здесь увлекательно и интересно. Потрогать оружие должен каждый мужчина. Привет всем, кто меня узнал, всем кто служит и служил и домашним родным близким всем привет".
"Никакой дедовщины. В армии стало служить лучше, чем два года назад. Проведенная реформа коснулась многого, как продовольствия, так и денег и быта. Жить стало гораздо приятнее. Передаю привет девушке маме и сестренке".
"Привет маме, отцу, что родили меня таким, какой я есть и стал танкистом. Друзьям, моим товарищам, что меня поддерживали. Привет всем".
Gur Khan: от себя добавлю, для пущей ясности - в училище используются танки Т-90 и Т-90С(!) самых первых выпусков (1992-94гг), доставшиеся ему частично по наследству от ликвидированного ныне Челябинского танкового института.

суббота, 24 марта 2012 г.

ППШ для танкистов

Пистолет-пулемет ковровского конструктора-оружейника Г.С.Шпагина, известный так же как автомат ППШ, давно и прочно причислен к легендарным образцам отечественного оружия времен Великой Отечественной войны. Однако много ли мы знаем о нем?
Совсем недавно на интернет-форуме WW2 была выложена на опознание фотография, на которой изображен советский боец с автоматом весьма необычной конструкции.
Определение образца вызвало немалые дискуссии. А между тем на фото мы видим уникальный экземпляр - модификация автомата ППШ для вооружения экипажей танков Т-34. Назывался он ППШ-2, ППШ-42 или ППШ-42У. Опытная партия таких автоматов была выпущена в конце 1942 (отсюда и "42" в маркировке) - начале 1943 года. Сколько всего было выпущено точно не известно, называется количество более 100, но менее 1000. ППШ-42/-42У был снят с производства в виду недоработок и освоения ППС-43Т. Впрочем ППС-43Т тоже в серию не пошел.
Из воспоминаний инженера Олега Залесского:
 "Уже в августе 1941 года подразделения Красной Армии, формировавшиеся в Москве, стали получать новенькие ППШ непосредственно на заводе. Первое время красноармейцам вручали автоматы с комплектом из трех дисков, "индивидуально" подогнанных к конкретным пистолетам-пулеметам, но вскоре автоматы и магазины стали взаимозаменяемыми.
Осенью линия фронта приблизилась к столице, и оба завода эвакуировали в Предуралье, разместив на территории только что построенного предприятия, предназначенного для выпуска текстильного оборудования. Оттуда уже в декабре 1941 года ППШ пошли в действующую армию.
   В 1942 году автомат модернизировали, заменив прицельную планку простым поворотным устройством для стрельбы на две дистанции, и разработали рожковый магазин на 35 патронов. Он быстрее и удобнее заряжался, да и носить запасные "рожки" было легче. Для танкистов создали укороченный автомат со складным металлическим прикладом, которым охотно пользовались и десантники.
   Тогда же в Москве было развернуто кооперированное производство ППШ: узлы и детали делали на разных заводах, а собирали оружие на одном. Подобным образом выпускали ППШ еще и в Красноярске, на вывезенном из Ленинграда радиозаводе. А на Горьковском автомобильном заводе шпагинские пистолеты-пулеметы делали полностью. И во всех случаях организация производства проходила сравнительно быстро и без особых затруднений."

РГАСПИ, фонд 644, опись 2, дело №114, стр.104

По материалам форумов WW2, talks.guns.ru, ВИФ2NE (сообщение уч-ка Taranov), блог
yuripasholok.livejournal.com.

9К37 "Бук" и его модификации


   9К37 «Бук» и его модификации «Бук-М1» (9К37М и 9К37М1) — самоходный зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для борьбы с маневрирующими аэродинамическими целями на малых и средних высотах (от 30 м до 14-18 км), в условиях интенсивного радиопротиводействия.
   Работы над новым зенитным ракетным комплексом 9К37 «Бук» на замену комплексу 2К12 «Куб» были начаты в январе 1972 года. Совместные испытания комплекса были начаты в 1977 году на полигоне Эмба в ноябре и продолжались до марта 1979-го, затем комплекс в полном составе был принят на вооружение.
   Сразу после принятия ЗРК 9К37 были начаты работы по дальнейшей его модернизации. Испытания модернизированного комплекса были проведены в 1982 году. По их результатам ЗРК «Бук-М1» был принят на вооружение.
    Анализ результатов испытаний показал, что по сравнению с базовым вариантом зона поражения была значительно увеличена, вероятность поражения крылатых ракет не менее 40%, вертолёты сбиваются с вероятностью от 60 до 70%, зависшие вертолёты на дальностях от 3,5 до 10 км могут быть поражены с вероятностью от 30 до 40%. Введена возможность распознавания трёх классов целей: самолёта, вертолёта, баллистической ракеты.
Внедрены технические и организационные мероприятия для эффективного противодействия противорадиолокационным ракетам. Все средства ЗРК «Бук-М1» имеют полную взаимозаменяемость с элементами комплекса базовой модификации.
ЗРК БУК М2Э на выставке "Russian Expo Arms - 2009" в Нижнем Тагиле. Фото Р.Сорокина.
   С началом малой модернизации комплекса 9К37 развернулись работы над созданием и глубоко модифицированного варианта, способного вести огонь по 24 целям. По сравнению с предыдущими модификациями зона поражения самолётов была увеличена до 50 км, вероятность поражения крылатых ракет на дальностях до 26 км — от 70 до 80%, вертолёты могли быть поражены с вероятностью от 70 до 80%. Максимальная скорость обстреливаемых целей 1100 м/с навстречу и 300—400 м/с вдогон. Комплекс может быть развёрнут за 5 минут, темп стрельбы составляет 4 секунды, а время реакции — 10 секунд. В 1988 году комплекс был принят на вооружение ПВО СВ.
  Из-за развала Советского Союза и тяжёлой экономической ситуации России серийное производство комплекса развёрнуто не было. Спустя 15 лет, документация на комплекс была доработана под современную элементную базу серийного производства.  С 2008 года комплекс поступил в войска Российской Федерации.
   В декабре 1992 года распоряжением Президента Российской Федерации были начаты работы над комплексом 9К37М1-2 «Бук-М1-2». Основной задачей модернизации было внедрение ЗУР 9М317 в уже существующие средства ЗРК 9К37М1 «Бук-М1». Доработка комплекса проводилась в период с 1993 по 1996 годы. В 1998 году ЗРК 9К37М1-2 «Бук-М1-2» был принят на вооружение Российской Федерации.
   В 1990-е годы был разработан и прошёл совместные испытания вариант комплекса «Бук-М2Э». Все средства комплекса размещены на колёсных тягачах повышенной проходимости типа КрАЗ и полуприцепах «ЧМЗАП».
   Активно ведётся работа по созданию новых комплексов войсковой П ВО, в том числе перспективного ЗРК «Бук-МЗ». Ожидается, что он будет способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км.

Газета ОАО «Уралтрансмаш» «За победу!» №7 (5274) март 2012г.

Новая перспектива "Уралтрансмаша"

Перспективное направление!
2 марта на ОАО «Уралтрансмаш» произошло знаковое событие — выпущен первый образец новой для предприятия продукции — гусеничное шасси ГМ-569 для самоходной огневой установки 9А310 зенитно-ракетного комплекса «Бук».
    К моменту выезда машины из ПТК-880 на улице в ожидании собралось много желающих не упустить этот важный момент в истории завода. Директорат предприятия во главе с генеральным директором Ю. С. Комратовым, военпреды 5584 ВП, председатель профкома, начальники и работники производственно-технических комплексов, задействованных в производстве.
Первый экземпляр шасси ГМ-569 выпущенный "Уралтрансмашем"
   Машину рассматривали, заглядывали внутрь, обходили со всех сторон, обсуждали её параметры и возможности. Свежевыкрашенная, поблёскивающая на появляющемся время от времени солнышке, мощная и красивая боевая машина ждала старта. Наконец, заурчав, завёлся мотор, машина вздрогнула и резко двинулась с места, затем неожиданно легко, словно и не было в ней многотонного веса, быстро побежала по дороге, развернулась и плавно встала на прежнее место.
ЗРК БУК М2Э на выставке "Russian Expo Arms - 2009" в Нижнем Тагиле. Фото Р.Сорокина.
    Не знаю, как все, а я испытывала возрастающее чувство гордости за свой завод, на котором стало возможным производство такой серьёзной боевой машины, за людей, создавших и собравших этот уралтрансмашевский «первенец», за тот потенциал, который имеет и постоянно наращивает наше предприятие.
   Надо отдать должное, машина на испытаниях не подвела. Она действительно пробежала свой первый прогон по территории предприятия быстро, легко и красиво, вызвав у присутствующих массу положительных эмоций.
   — Гусеничное шасси для боевых средств ЗРК «Бук» — первая машина, собранная на уральской земле, и к ней, естественно, предъявляются повышенные требования, — отметил генеральный директор Ю. С. Комратов. — Это новое для нас направление, но направление перспективное. Далее машина должна пройти квалификационные и «полевые» испытания и затем уже пойти в серийное производство. Думаю, жизнь покажет, что на этом не надо останавливаться, а дальше развиваться, заниматься новыми моделями шасси для средств ПВО.
Посмотреть на пробег новой для Уралтрансмаша техники, поздравить заводчан с этим событием приехал генеральный директор завода им. Калинина Н. В. Клейн.
  — Я эту машину знаю, сидел за рычагами не один раз. Прогон она прошла хорошо, двигается свободно, — делится он своими впечатлениями. — ЗРК «Бук» — машина скоростная, но требующая отработанного плавного хода. На ней много чего ещё сверху будет установлено, но она должна всё это возить походкой балерины, чтоб, не дай Бог, ничего не повредить. Коллективу завода желаю дальнейших успехов, удачи и перспектив в освоении, совершенствовании и запуске в серию шасси для ЗРК «Бук».
Т. ШАМАГИНА.
Газета ОАО «Уралтрансмаш» «За победу!» №7 (5274) март 2012г.

Второе рождение «Бука»


 В 2010 году Департаментом промышленности вооружений, боеприпасов и спецтехники было принято решение «организовать дублирующее производство гусеничных шасси ГМ-569 и их модификаций с внедрением современных технологий, материалов и комплектующих в конструкции узлов и деталей, для чего определить ОАО «Уралтрансмаш» (г. Екатеринбург) в качестве предприятия-дублёра».
ЗРК БУК М2Э на выставке "Russian Expo Arms - 2009" в Нижнем Тагиле. Фото В.Вовнова.
    Без малого два года напряжённого труда потребовалось на реализацию этого решения. В начале марта 2012 года приёмной комиссии был представлен первый образец шасси, сработанный руками заводчан. Его появление потребовало реконструкции производства, решения многих организационных и структурных задач, налаживания устойчивой кооперации с предприятиями - поставщиками комплектующих и покупных изделий, адаптации к условиям производства конструкторской документации с переводом её в электронный вид.
   Невольно возникает вопрос — ради чего так «пахали»? Приоритетов два. Первый — вернуть заводу утраченные в 90-х годах лидирующие позиции по выпуску современного носителя вооружений. Есть носитель — есть практически неограниченный портфель заказов.
   Если вспомнить 60-70 - е годы прошлого столетия, на которые пришёлся расцвет предприятия, его «лебединая песня», то они прямо были связаны с наличием освоенного в серийном производстве носителя вооружений — шасси от САУ СУ-100П. На нём создано семейство военных гусеничных машин от гусеничных минных противотанковых заградителей ГМЗ до зенитно-ракетного комплекса 2К11 «Круг», от «букета» самоходно-артиллерийских установок «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт» —до систем спецвооружений. Производство было загружено по максимуму — работали в две-три смены, а нередко и в выходные.
  С запуском в производство в 1989 году САУ 2С19 «Мста-С» на танковых базовых узлах, завод утратил собственный носитель, лишился базы для создания перспективных систем вооружений и военной техники, а без базы шился и заказов. Сейчас представился уникальный шанс вернуть лидирующие позиции.
   Шасси ГМ-569, используемое в армейском самоходном зенитно-ракетном комплексе 9К37«Бук» и его модификациях — универсальное. Это, пожалуй, единственный оставшийся в российской армии носитель вооружений, обладающий современными эксплуатационными и техническими параметрами, не уступающий лучшим зарубежным образцам в своём классе. Энергоёмкая подвеска, гидромеханическая трансмиссия с гидрообъёмным механизмом поворота, высокая грузоподъёмность — прекрасная база для создания перспективного семейства вооружений и спецмашин в интересах любого вида вооружённых сил. Кроме нас, такие шасси выпускает только Мытищинский машиностроительный завод (ОАО «ММЗ»), он же головной разработчик этого шасси. Однако в свете объявленной программы перевооружения российской армии до 2020 года мощностей этого предприятия оказалось недостаточно. Встал вопрос об организации параллельного производства шасси на заводе-дублёре. Но для производства столь сложного в конструкторском и технологическом отношении изделия требовалось не просто машиностроительное предприятие, а современный завод с высоким производственно-технологическим потенциалом и опытом разработки и производства подобной продукции.
    В конкурентную борьбу вступили несколько заводов оборонно-промышленного комплекса. Победили мы благодаря настойчивости, активной и твёрдой позиции генерального директора предприятия Ю.С. Комратова.
   Серийное производство шасси — серьёзная загрузка на годы вперёд, но, главное, как и в 60-70-е годы прошлого столетия, открывается перспектива создания на нём новых образцов военной техники уже собственной разработки. Данное направление станет прорывным. Это и есть второй приоритет. Второе рождение обновлённого предприятия накануне своего 200-летнего юбилея. Успехов, заводчане!

А. ВОЛКОВИЧ.
Газета ОАО «Уралтрансмаш» «За победу!» №7 (5274) март 2012г.

УВЗ получил благодарность от Президента РФ

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев объявил благодарность коллективу Уралвагонзавода.
В распоряжении главы государства, подписанном 16 марта 2012 года, отмечено, что коллектив головного предприятия корпорации «УВЗ» поощряется «за большой вклад в развитие отечественной промышленности, разработку и выпуск высокотехнологичной продукции».
Это признание заслуг Уралвагонзавода на самом высоком уровне – оценка достижений в области отечественного и мирового машиностроения, результат 75-летней производственной деятельности. За эти годы на предприятии, которое по праву считается лидером отечественного машиностроения, изготовлено более 1 000 000 единиц подвижного состава и 100 000 боевых машин. Только в 2011 году уралвагонзаводцами было сделано беспрецедентное число единиц железнодорожной техники – 25 тысяч. Сегодня Уралвагонзавод возглавляет корпорацию, в состав которой входит несколько десятков предприятий, расположенных в России и за рубежом.

Пресс-служба УВЗ

МО РФ утвердило проект перспективной тяжелой платформы бронетехники "Армата"

МОСКВА, 23 марта. (АРМС-ТАСС). Минобороны РФ утвердило проект перспективной тяжелой платформы бронетехники "Армата". Об этом сообщил сегодня журналистам начальник Главного автобронетанкового управления МО РФ генерал-майор Александр Шевченко. 
"Что касается проекта "Армата", Минобороны утвердило технический проект этой платформы, - сказал генерал. - Он соответствует всем требованиям, которые предъявило военное ведомство на уровне технического проекта". "Через три года посмотрим это изделие в металле", - сказал Шевченко. Он напомнил, что этот проект успешно реализует "Уралвагонзавод". "Минобороны удовлетворено ходом работы, они идут в соответствии с графиком", - подчеркнул генерал. "Получится боевая машина, но я ее сейчас не назвал бы танком", - заключил Шевченко.