вторник, 15 ноября 2016 г.

Уралвагонзавод нацелился на новые рынки

Корпорация подготовила план своей реформы

Как стало известно "Ъ", корпорация "Уралвагонзавод" (УВЗ) разработала стратегию своего развития до 2025 года. Предусматривается изменение модели управления предприятиями, входящими в корпорацию, оптимизация производства, а также увеличение военных и гражданских поставок. Эти планы призваны исправить финансовую ситуацию на УВЗ, которая закончила 2015 год с чистым убытком 16 млрд руб.

О том, что УВЗ разработала новую стратегию развития, сообщили в самой корпорации. "Мы в числе первых игроков ОПК отреагировали на радикально изменившуюся внешнюю среду и разработали стратегию, предусматривающую автономное развитие и сокращение отставания от глобальных конкурентов",— заявил "Ъ" директор по стратегическому развитию УВЗ Дмитрий Школьный. Проект, как ожидается, будет рассмотрен советом директоров УВЗ 22 ноября.
В презентации (копия есть у "Ъ") указаны три этапа реализации стратегии. На 2017-2018 годы намечены структурные преобразования: УВЗ намерена создать управляющую компанию, сформировав к 2017 году ее штат и передав ей в управление ключевые общества корпорации. В структуре холдинга планируется создать несколько центров компетенций — профильные структуры с собственной специализацией. Например, два таких центра будут расположены в Москве (центр информационных технологий и центр научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок), два в Челябинске ("Электромашина" и "Челябинский тракторный завод"), один в Омске ("Омсктрансмаш"). В Екатеринбурге центром станет "Уралтрансмаш" и завод N9. Главной же площадкой останется Нижний Тагил, где размещены основные мощности УВЗ: там будут заниматься электрометаллургией, стальным литьем, метизным производством и т. д. Создание таких центров, как полагают авторы стратегии, позволит повысить рентабельность корпорации за счет снижения расходов. Параллельно с этим планируется реструктурировать к 2018 году непрофильные активы.

Второй этап — 2019-2021 годы — связан с привлечением инвестиций на развитие гражданских бизнес-направлений и запуск инновационных продуктов, а также на повышение операционной эффективности. Во время третьего этапа — 2022-2025 годы — УВЗ намеревается выйти на новые рынки, стабилизировав свое финансовое положение: к 2025 году чистая прибыль должна достичь 24,120 млрд руб. (при 16,594 млрд в 2015 году), а выручка — свыше 282 млрд руб. (при 106 млрд).
Способствовать этому должен рост продаж продукции военного назначения: танков, самоходных артиллерийских установок и иной бронетехники. В 2015 году реализация государственного оборонного заказа и экспортных поставок принесла УВЗ 58 млрд руб., к 2021 этот показатель должен вырасти до 131,5 млрд руб., а к 2025 году — превысить 150 млрд (из которых экспорт составит свыше 90 млрд). Обеспечить рост выручки должна также продажа сервисных услуг по обеспечению полного жизненного цикла изделий, а также финансирование госпрограммы вооружений до 2025 года. Но, по словам источника "Ъ" в Минобороны РФ, рассчитывать на прибыль от контрактов с военным ведомством УВЗ сложно: роль бронетехники в структуре современных вооружений снижается, а рентабельность от заключаемых соглашений низкая (от 3 до 5%). В стратегии говорится, что корпорация намерена уделить внимание новой группе продуктов, связанных с беспилотной и дистанционно-управляемой бронетехникой, перейдя от производства военной продукции к интеллектуальным системам обороны — этот рынок оценивается в 20 млрд руб. В такую же сумму оценивается рынок систем удаленной диагностики вооружений и гражданских машин, а еще в 60 млрд руб.— изготовление и поставка новых сверхлегких, сверхпрочных, тугоплавких и самовосстанавливающихся материалов.
Гражданская составляющая стратегии УВЗ амбициозна. Компания рассчитывает на достижение к 2025 году доли гражданской продукции в выручке 40% и удельного веса ее экспорта в выручке 14%. В области железнодорожного транспорта компания намерена завоевать лидерство в массовом сегменте (производстве полувагонов), войти в топ-3 по выпуску специализированного подвижного состава, а также в пятерку крупнейших поставщиков узлов и комплектующих для вагонов и локомотивов. Также к 2025 году УВЗ рассчитывает занять 80% рынка производства трамваев и стать их единственным государственным поставщиком, занять второе место на рынке гусеничных бульдозеров, увеличить продажи трубоукладчиков и погрузчиков и в перспективе выйти на рынок экскаваторов. В базовом сценарии выручка от продажи грузовых вагонов за десять лет должна увеличиться почти впятеро — с 13 млрд руб. в 2015 году до 63 млрд руб., продажи трамваев должны приносить 7 млрд руб., поставка комплектующих для гражданских отраслей — 8 млрд руб. против 1 млрд руб. в 2015 году.

По мнению главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, у корпорации есть шанс занять первое место в сегменте производства полувагонов, но для этого компании придется быстро ликвидировать свое отставание по количеству сервисных центров для ремонта инновационных вагонов от Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ, входит в ОВК Александра Несиса). Сейчас инновационные вагоны УВЗ примерно на 400 тыс руб. дешевле, чем продукция ТВСЗ, однако эта разница нивелируется отставанием в сервисе и меньшей величиной тарифной скидки. В сегменте специального парка войти в топ-3 будет очень тяжело, поскольку в инновационном сегменте спроса на нефтеналивные цистерны, на которых специализировался УВЗ, нет. А в перспективных сегментах — цистерны для химических и кислотных грузов, хопперы, платформы и большекубовые крытые вагоны — лидерство принадлежит конкурентам: ТВСЗ, Рузаевскому машиностроительному заводу (входит в "РМ Рейл" Олега Дерипаски), "Рэйлтрансхолдингу" Сергея Шпака и "Алтайвагону". Монополизировать госзаказ трамваев, по мнению господина Бурмистрова, вообще нереально, поскольку безусловное лидерство принадлежит "Трансмашхолдингу", и несмотря на конструкционные преимущества модели трамвая Р-1 УВЗ, потеснить ТМХ с лидерской позиции будет очень сложно. В сегменте гусеничных бульдозеров за второе место можно побороться, но и здесь есть абсолютный лидер — концерн "Тракторные заводы", и для достижения цели потребуются значительные инвестиции в развитие производственной площадки в Челябинске.

Комментариев нет:

Отправить комментарий