среда, 1 июня 2016 г.

БТС-5А - редкий "зверь" появился в брянских лесах

   Сегодня Денис Мокрушин в своем блоге "Записки русского солдата" сообщил о передислокации в Клинцы, что под Брянском, 28-ой мотострелковой бригады ЦВО. новость - как новость. Ничего себе особенного. Однако... 

Первое же фото заставило учащенно биться сердце старого бронелюба - на железнодорожной платформе прибывшего в Клинцы эшелона стоял очень, очень, очень редкий "зверь" - БТС-5А. Это бронетягач, созданный путем конверсии на БТРЗ из танка типа Т-72.

БТС-5 в различных вариантах был разработан 482-м конструкторско-технологическим центром МО СССР в Киеве, в 1989-91 гг. Тогда же он начал серийно производиться на нескольких БТРЗ. В основном украинских. Там же, на Украине он получил и некоторую известность. Дело в том, что после развода бывших братских союзных республик, производство БРЭМов осталось в России. Ну, а поскольку тягачи нужны всегда и всем, то, в отличие от России, на Украине развернули выпуск БТС-5 по полной, и даже стали поставлять его на экспорт под маркой БРЭМ-1У. Последнее, правда касалось более поздней его модификации, которая первоначально называлась БТС-5Б. Она и внешне почти полностью копировала русский БРЭМ. Более ранний БТС-5А отличался от -5Б в основном рубкой (был еще вариант и с другой кран-балкой). На нем, в отличие от БТС-5Б и БРЭМ-1, на мой взгляд совершенно справедливо,  отказались от переделывания ВЛД, а просто наварили почти прямоугольный "сарай" прямо поверх крыши корпуса, убрав с нее погон и сделав в соответствующие вырезы. Таким образом, машина получила уникальную, запоминающуюся архитектуру. Как раз на кануне развала Союза, документация на нее была передана в т.ч. и на 103-й БТРЗ в Атамановке (под Читой), по ней, на сколько мне известно, был собран как минимум один БТС-5А. Хотя есть и другая версия событий: документация не передавалась, а была банально потырена, причем вместе с "живой"машиной, с 17-го БТРЗ, что во Львове. Во всяком случае именно так на Атамановке появился прототип БМР-3. О серийном выпуске в России БТС-5А информации нет. Лично я считал что такого производства и не было. Просто из тех соображений, что Российская армия имела возможность заказывать вполне себе нормальные БРЭМы, а не их "эрзацы". Но, по всей видимости, я ошибался. Во всяком случае, на это указывает наличие БТС-5А в составе 28-й мсбр, что задокументировано фото. Конечно, возможно, что в бригаду каким-то образом попал единственный собранный\стыренный БТС-5А, но тогда, эта машина еще более уникальна!


Комментариев нет:

Отправить комментарий