суббота, 23 января 2016 г.

Итоги деятельности НПО "Алмаз" в 2015 году

В  корпоративном издании ПАО «Научно-производственное объединение «Алмаз» имени академика А. А. Расплетина» (входит в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей») газете "Стрела" (№ 12 (155) за декабрь 2015 года) опубликована небезынтересная статья «На ключевом направлении военного строительства» первого заместителя генерального директора – генерального конструктора НПО «Алмаз» Николая Ненартовича об итогах деятельности НПО «Алмаз» за 2015 год.


1445705084_img_6891-e1377546147254-1280x853

Самоходная пусковая установка 50П6А мобильной зенитной ракетной системы средней дальности 50Р6 С-350 "Витязь" разработки ПАО "НПО "Алмаз" (входит в состава АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей") в экспозиции авиасалона МАКС-2013 (с) Телерадиокомпания "Звезда"
"В уходящем году в НПО «Алмаз» продолжались научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в интересах развития системы ВКО России. Эффективная ВКО – гарантия устойчивости наших стратегических сил сдерживания, прикрытие территории страны от воздушно-космических средств нападения, поэтому к решению задач в этом направлении коллектив предприятия подошел с высокой степенью ответственности.

В 2015 году основными приоритетными работами, характеризующими научно-техническую деятельность НПО, был комплекс научных исследований и опытно-конструкторских работ по созданию ВВТ пятого поколения. Это пункты боевого
управления, многофункциональные радиолокаторы ЗРС, аппаратура стартовой автоматики для пусковых установок, радиоэлектронная аппаратура зенитных управляемых ракет, программно-алгоритмическое обеспечение наземных средств,
систем наведения ракет на цели. У предприятия есть наработки и в создании лазерных систем, их элементов.

Начну с тематики, давно присутствующей в стенах НПО «Алмаз», – создания мобильной зенитной ракетной системы средней дальности действия. Результаты года такие: нам удалось провести большой цикл работ по этой системе на нашем полигоне на Большой Волге, довели технику до состояния готовности к проведению натурных работ. Сейчас система развернута на одном из полигонов Министерства обороны РФ, где уже совершены работы, они прошли успешно. Это не только наша оценка, но и военных, убедившихся, что мы вывезли на этап испытаний технику с уже достаточно высокой степенью отработки. Ждем проведения натурных работ.

Следующая большая тема – зенитная ракетная система пятого поколения. По этой работе на этап натурных испытаний пока не вышли, не было даже предварительных испытаний, идет процесс изготовления опытных образцов. Это кардинально новая тема, все усилия, прикладывавшиеся к ней в предшествующие годы, были направлены на то, чтобы определить основные направления всей предстоящей работы, решить в кооперации с какими предприятиями будем взаимодействовать. За прошлый и позапрошлые годы с этой задачей справились, 2015 год ушел на то, чтобы приступить к изготовлению опытных образцов системы, и, надеюсь, в следующем, 2016 году мы их получим. Несмотря на то что в этом году наше предприятие фактически не имело финансирования данной темы по линии Минобороны РФ – шло переоформление договорных отношений, и НПО «Алмаз», и все предприятия-соисполнители активно работали над ней за счет собственных средств.

Еще одна важная тема – ЗРС С‑400 «Триумф». В этом году многое, что относится к этой системе, было переосмыслено. Фактически за год мы провели существенные доработки аппаратуры С‑400 «Триумф». Все эти нововедения уже реализованы в опытном образце, который также находится на полигоне Капустин Яр.

Теперь о тематике, которая «досталась» нам исторически, прежде всего морской. В 2015 году на Балтике проводились совместные летные испытания ЗРС морского базирования, установленной на корвете «Сообразительный». Было проведено два успешных пуска ракет 9М96Е. Эта система в полной комплектации установлена и на фрегате «Адмирал Горшков»,
который сейчас находится на севере и готовится к совместным летным испытаниям. Мы провели большой цикл работ
на этом судне, пока оно находилось на «Северной верфи», отработали радиолокационные средства, теперь выходим
на этап предварительных испытаний, в 2016 году начнутся госиспытания системы на этом фрегате. Задача очень ответственная, она звучала на совещании Президента РФ В.В. Путина с представителями оборонного ведомства и главными
конструкторами предприятий оборонно-промышленного комплекса в Сочи. На нем проблему оснащения армии самой
современной техникой президент назвал приоритетом для нашей страны. «Работа, которая ведётся сейчас, – сказал он, –
плановая, и ни с какими политическими событиями на мировой арене не связана».

Начавшееся перевооружение российского флота сопровождается вводом в строй новых боевых единиц, соответствующих требованиям нового века. Среди них фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович», спущенный на воду весной 2014 года. В числе прочего вооружения корабль оснащен системой ПВО «Штиль‑1». В 2015 году были завершены ее предварительные испытания, перешли к госиспытаниям.

В 2015 году в НИЭМИ продолжалась активная работа над конструкторской документацией новой модернизированной зенитной ракетной системы «Антей‑2500». То, что удалось сделать, – большая заслуга всего коллектива института. На предприятиях кооперации шло изготовление опытных образцов, так что в 2016 году рассчитываем выйти на предварительные испытания системы.

Нельзя не отметить и большую работу, которую проводим в рамках ОКР по системе ПРО А-135. Мы системные интеграторы и работаем с двумя основными соисполнителями. Это ОКБ «Новатор», входящий в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей», и ОАО «РТИ имени академика А. Л. Минца». Тема сложная, занимаясь ей, невольно испытываешь чувство огромного уважения к тем людям, которые создавали эту систему противоракетной обороны Москвы в 70-х годах прошлого века, к тем конструкторским решениям, которые актуальны и сегодня. Подчас даже плохо верится, что все это можно повторить, хотя сегодня нам приходится это делать. Годы идут, система устаревает, оборудование требует модернизации, необходимо создавать и новые ракеты, и новую аппаратуру радиолокации. При нынешнем состоянии отечественной промышленности все это проблематично, сложно, потому многие аспекты данной темы, к сожалению, «переползают» на год следующий. Но это объективные трудности.

«Сокол-Эшелон» – еще одна тема, которой занимались в 2015 году. Это продолжение начатых еще в середине 90-х годов прошлого века работ по созданию лазерного комплекса авиационного базирования. До недавних пор были определенные трудности с финансированием ОКР по данной теме, да и с целесообразностью продолжения работ по ней. Сейчас все это позади, исследования возобновлены, на следующий год планируем выйти на этапы изготовления устройств по отдельным элементам системы. Летом НПО «Алмаз» для продолжения работ по теме «Сокол-Эшелон» получило новый самолет Ил‑76МД‑90А, который сейчас находится в ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева». Там идет проектирование самолета-носителя лазерного комплекса авиационного базирования. Поначалу новая машина будет использоваться для проведения специальных экспериментов по измерению уровней внешних воздействующих факторов в местах установки аппаратуры лазерного комплекса авиационного базирования. По результатам указанных экспериментов планируем уточнить требования для корректировки программ-методик и технических условий на опытную аппаратуру в рамках ее предварительных испытаний. Только потом начнется изготовление опытного самолета-носителя лазерного комплекса авиационного базирования. Вот вкратце то, чем мы занимались в 2015 году."
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.