вторник, 24 июня 2014 г.

Кто начинал ЗПУ с "Утёсом"



В Сети время от времени вспыхивают баталии вокруг закрытой пулеметной установки на советских танках. При этом харьковчанами и про-харьковским интернет-лобби муссируется приоритет ХКБМ в этом направлении. Однако, на поверку, оказывается все совсем наоборот... Читаем о том как это было в книге В.В.Лютов, О.В.Вепрев «ОАО «Электромашина», СКБ «Ротор»: нам вместе 100 лет. Страницы истории», г.Челябинск, 2004г.С.152-153 :

«От идеи до воплощения — срок немалый, и вместе с тем этот период — самый захватывающий. Конструкторы СКБ «Ротор» и ЗЭМа объясняют это просто: видеть, как на твоих глазах развивается техника, чрезвычайно интересно, это яркая работа и уникальный опыт.
    Таким было время разработки «Утеса». Идея «Утеса» — башенного пулемета — первоначально появилась в Омске.
— Омичи приезжали на завод в ОГК,— вспоминали на ЗЭМе,— Так и так, хотим сделать привод. Но потом омичи как-то быстро «остыли», и идея не была реализована. Позднее идея создания «Утеса» появилась в Ленинграде, который тесно сотрудничал с Омском. Затем ею занимались в Харькове, во многом изменив первоначальные тактико-технические требования. В новом виде идея вернулась на Челябинский ЗЭМ.
  Отдел главного конструктора тогда разработал кольцо вращающегося контактного устройства ВКУ, систему сигналов, сам привод. В результате накануне создания СКБ «Ротор» был разработан целый комплекс изделий «Утес» для танка Т-64А.
  Однако сконструировать изделие — это еще полдела; нужно воплотить его в металле.
— Очень много сложностей было с «Восходом», когда мы ставили его на производство,— рассказывает Н. М. Мусатов.— Мы с ним намучились. Для него пришлось создать специальные мастерские. Ведущие конструкторы ОГК работали в тесном сотрудничестве с мастером Василием Саловым, уникальным специалистом, выполнявшим самые тончайшие работы с минимальным допуском. Долго осваивали вращающееся контактное устройство ВКУ. Немало проблем было с подстройкой электрооборудования, с витками на реле-регуляторах — постоянно вносились изменения: как по новым конструкторским решениям, так и по замечаниям заказчиков.»

1 комментарий:

  1. Это здорово, когда раскрываются все нюансы истории, чтоб не было кривотолков.Одно для меня остаётся не понятным, почему разработали одни. а применил на своём изделии другие, что же помешало продвижению ЗПУ на Т-72? Ведь она появилась только в модификации Т-90. Может всему виной то что Т-72 считался машиной на случай войны и должен быть максимально простым.Однако почему в мирное время такими установками не оснащали, ведь ни что не мешало на момент возможной войны выпускать упрощённый вариант.Не могла же ЗПУ быть сверх дорогой.Или может быть всему виной лобби продвигавшее Т-64?

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.