вторник, 17 сентября 2013 г.

Позор с «Дозором»

Позор с «Дозором»

Наш броневик — лучший друг польского грейдера

На прошедшей недавно в польском городе Кельце Международной выставке продукции оборонной промышленности MSPO–2013 особое внимание привлекла украинская боевая бронированная машина (ББМ) «Дозор­Б», разработанная Харьковским конструкторским бюро
им. Морозова.

Интерес к ней был не случайным: буквально за неделю до выставки польские и украинские СМИ сообщили о том, что эта машина будет производиться в Польше по лицензии. Польская версия «Дозора­Б» получила название Oncilla и отличается от украинского оригинала полным соответствием стандартам НАТО по баллистической и противоминной защите. Более того, первый опытный образец этой машины уже был собран в конце июля этого года польским изготовителем, правда, пока с использованием комплектующих украинского производства.

Казалось бы, случай беспрецедентный: страна — член НАТО готовится выпускать по лицензии украинскую бронетехнику! Неужели западные страны действительно настолько интересуются нашим оружием, что даже готовы производить его по лицензии? Однако прежде чем делать такие скоропостижные выводы, стоит разобраться. Поскольку при более внимательном изучении ситуация не выглядит такой уж оптимистичной.

Начать стоит с того, что при всех давних заверениях в дружбе между Киевом и Варшавой их военно­техническое сотрудничество особой успешностью никогда не отличалось. Более того, если украинские и польские оружейники и встречались на мировом рынке вооружений, то разве что в качестве прямых конкурентов. Причем, как правило, заканчивались эти встречи нашим поражением, но в основном в силу политических причин. И именно сфера продажи бронетехники становилась ареной основного противостояния.

Классическим примером стала история с тендером на закупку украинских танков Малайзией в 2002 году, в котором эксперты пророчили победу либо Киеву, представлявшему танк Т­84, либо Москве с танком Т­90С. Причем украинские специалисты убеждали: Т­84 более подходит для климатических условий Малайзии, нежели машины других производителей. А представленный на тендер поляками танк РТ­91 «Твярды» никто вообще всерьез не воспринял. На фоне украинских и российских суперсовременных машин он выглядел довольно блекло, поскольку не был новым — это не более чем модернизированный советский танк Т­72 разработки конца 60­х годов прошлого века.

Но поляки выиграли! Причем малайцы с готовностью выложили за польскую модернизацию старого советского танка в общей сложности 250 млн долларов — по 3,9 млн за единицу. Это при том, что украинцы запрашивали порядка 2,5 млн долларов за один действительно новый танк. Как отмечали наши «оборонщики», столь неожиданный поворот в малайзийском тендере был целиком на совести украинских дипломатов, не уделивших должного внимания двусторонним отношениям наших стран. Однако дело, очевидно, было все же в другом: в Малайзии против украинской конструкторской мысли и технологий выступило западное оружейное лобби. И конечно же победило.

Этот случай заставил насторожиться украинских танкостроителей. Дело в том, что Польша, не отличаясь разработкой и производством собственной оригинальной бронетехники, тем не менее весьма активно модернизирует советские образцы, в том числе произведенные в Украине. Кроме якобы своих РТ­91, на самом деле «переделанных» из танков Т­72, поляки могут предложить целый спектр советско­натовских «гибридов», актуальных для стран бывшего социалистического лагеря. Например, предлагаемая ими бронемашина BWO­40 — это разработанный и производившийся в Харькове многоцелевой бронированный тягач МТ­ЛБ с 40­мм шведской пушкой. При этом в Польше осталось более чем достаточно «материала» для производства на его базе «своей» бронетехники — здесь на хранении числится более 700 бронемашин, в том числе и украинских МТ­ЛБ. Самой непрерывно сокращающейся польской армии все это добро просто ни к чему.

Однако все хорошее рано или поздно заканчивается. Уменьшается и успех модернизированной техники среди серьезных покупателей. Потому сейчас Польша делает ставку на производство новых вооружений и продвижение их на рынке вооружений. И в качестве партнеров были вроде даже приглашены украинцы. В частности, в мае этого года замминистра обороны Украины Артуро Бабенко, принимавший участие в украинско­польском форуме по вопросам ОПК в Варшаве, по возвращении в Киев радостно заявил, что мы будем совместно разрабатывать и продвигать в третьи страны вооружение и военную технику.

В том, что у украинских танкостроителей есть мощный потенциал и он интересен не блистающим собственными разработками полякам, никто не сомневался. А вот в то, что Польша, будучи членом НАТО, действительно готова создавать новое вооружение и торговать им совместно с украинцами как с равноправными партнерами, — верится с трудом.

Как показывает нынешняя ситуация с выпуском по лицензии в Польше украинской ББМ «Дозор­Б», эти сомнения были оправданны. Потому как непонятно, о чем договаривалось в Варшаве руководство Минобороны Украины, но ни о каком равноправном партнерстве в разработке и совместной продаже бронетехники третьим странам речь и близко не идет. «Дозор­Б» — это новейшая разработка украинского ОПК (впервые машина была представлена на Крещатике в Киеве в День независимости Украины 24 августа 2009 года). Собственной армии она, как выяснилось, не нужна — с приходом к власти Януковича у МО Украины не оказалось денег на ее закупку. Поляки сразу же воспользовались этой ситуацией, предложив продать им лицензию на данную разработку. Судя по тому, что украинские разработчики напрочь отказываются называть сумму контракта, речь идет об очень небольших деньгах. Действительно, стали бы в подобной ситуации польские производители выкладывать серьезные суммы?

Самое интересное то, что производством лицензионного «Дозора­Б» в Польше будет заниматься компания Mista, не имеющая отношения к ОПК: она специализируется на машинах для земляных и дорожных работ. То есть по факту из украинского ОПК за копейки выкачивают технологии уже не только западные «оборонщики», как это было раньше, но и производители… грейдеров.

С одной стороны, украинских конструкторов, продающих лицензии на свои детища за границу, можно понять: если новое вооружение и техника не нужны собственной армии и другим силовикам, отчего же не продать лицензию на ее производство? Пусть хоть другие выпускают, раз у нас свое не ценят. Можно понять и поляков: грех не воспользоваться украинскими разработками, раз они в самой Украине не пригодились.

С другой же стороны, имеем плачевный результат: отечественная конструкторская мысль работает не на свою оборонную мощь, а на чужую. К слову, поляки уже заявили, что имеют договоренность с некоей страной, которая готова закупить несколько десятков этих машин, и до конца этого года будет подписан соответствующий контракт. То есть зарабатывать на «Дозоре­Б», который «перекрасился» в Oncilla, вполне реально. Только, увы, эти деньги пойдут не в наш карман. И иначе как позором это назвать нельзя…

Дмитрий ТЫМЧУК
 Источник: gazetavv.com

3 комментария:

  1. Хватит дурью маяться. Пора обратно объединяться в большую страну. А то пинают наши республики как хотят, издеваются просто.

    ОтветитьУдалить
  2. Во первых, Дозору этому "100 лет в обед" - он достаточно старая разработка, конца 90-х; во вторых - а вы уверены, что основная продукция предприятия - дорожная техника? Я вот нет, так как у того-же завода ХТЗ трактора не являлись основной продукцией. И все доработки, якобы сделанные поляками - миноустойчивое бочкообразное днище, навесное бронирование, лебедка - разработаны для него в Харькове, а установлены в Киеве - так что польского там только отверточная сборка и покраска.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.