понедельник, 4 февраля 2013 г.

Анализ поставок Украиною бронетехники в 2005-2011гг.

   Разработка и производство тяжелой и легкой бронетехники в Украине проводится по замкнутому циклу. После завершения одного контракта в 1999 г. на поставку 320 танков Т-80УД в Пакистан, украинские танкостроители участвовали в тендерах на закупку и производство новых танков для Турции, Малайзии и Греции. Однако до 2011 г. попытки продать партии новых танков заканчивались почти безрезультатно.
   Впрочем, как указано в отчетах, размещенных на официальном сайте Государственной службы экспортного контроля Украины, наша страна активно экспортировала бронетехнику. Но большинство экспортируемых в этих годах танков было продано с запасов арсеналов, указывается в книге.
    Из 618 танков, проданных Украиной за период 2005-2011 гг., в 2005 г. было поставлено 62 танка (25 в Азербайджан, 21 в Алжир, 16 в Грузию); в 2006 г. - 38 (20 в Демократическую Республику Конго, 17 в Азербайджан и один в США); в 2007 г. – 151 (77 в Кению и 74 в Грузию); в 2008 г. – 34 (33 в Кению и один в Грузию); в 2010 г. – 216 (115 в Судан, 100 в Демократическую Республику Конго и один в США); в 2011 г. – 117 (72 в Эфиопию и 45 в Судан). В 2009 г. поставка танков не проводилась. При этом пик продаж пришелся на 2010 гг. (рис. 1)
Рис. 1


Наиболее активно Украина экспортировала танки Т-72 (в том числе и Т-72М1 и Т-72Б1). В частности, 78,8% всех проданных за 7 лет танков или 487 единиц составили именно танки Т-72. Так, в 2005 г. было продано 62 Т-72, в 2006 г. - 18, в 2007 г. - 151, в 2008 г. - 34, в 2010 г. - 110, в 2011 г. - 112. При этом в 2005, 2007 и 2008 гг. Т-72 был единственным экспортируемым типом танка. Кроме того, Украина продала 130 танков Т-55 (или 21% от всех проданных) и один Т-80БВ (0,2% всех переданных танков). Столь высокий уровень поставки танков Т-72 можно объяснить тем, что данный танк является одним из самых массовых основных боевых танков второго поколения в мире и хорошо зарекомендовавшим себя. Учитывая, что, по данным The Military Balance 2010, в Украине находилось 1032 ед. Т-72, а также возможности украинских танкостроительных и танкоремонтных предприятий по проведению ремонта и модернизации данных машин, поставка Т-72, при условии наличия платежеспособного покупателя, является наиболее вероятным вариантом экспорта танков. В тоже время, учитывая темпы списания странами-соседями Украины Т-72 и продвижения их на внешнем рынке, а также устаревание техники этот сегмент рынка является высоко конкурентным и стремительно сокращающимся.
Показательным является и региональное деление поставок украинских танков. В частности, основным покупателем танков за последние семь лет стали страны Африки. Пяти африканским странам было поставлено 78,2% всех переданных Украиной танков или 483 ед. (Алжиру – 21 в 2005 г., Конго 20 в 2006 г. и 100 в 2010 г., Кении 110 в 2007-2008 гг., Судану 160 в 2010-2011 гг., Эфиопии – 72 в 2011 г.). Вторым регионом с показателем в 133 танка или 21,5% стал рынок СНГ. Покупателями выступали Азербайджан (42 танка в 2005-2006 гг.) и Грузия (91 танк в 2005, 2007 и 2008 гг.). Два танка (0,3%), предположительно для изучения, было закуплено США.
Необходимо отметить, что в 2011 г. было заявлено о подписании двух крупных контрактов на поставку танков. В частности, в июне 2011 г. было объявлено о подписании контракта на поставку 200 модернизированных танков Т-72. По изначальной информации СМИ, контракт был заключен с министерством обороны Эфиопии общей стоимостью $100 млн. При этом данные Государственной службы экспортного контроля Украины подтверждают страну-импортера и косвенно – условия соглашения, опубликованные в СМИ. В частности, по данным газет «Сегодня» от 25 июля 2012 г., контракт предполагает, что часть танков поставляется в немодернизированном варианте Т-72Б1 с прохождением только капитального ремонта, а другая часть - с серьезной модернизацией по типу Т-72УА1. Данный вариант модернизации разработки Киевского ремонтно-механического завода включает замену двигателя В-84 на харьковский дизельный двигатель 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. с сохранением вентиляторной системы охлаждения (также модернизируемой). Таким образом, учитывая наличие танков, необходимость проведения их модернизации, можно предположить, что в 2012-2013 гг. будут проведены поставки оставшихся 128 машин.
Вторым крупным контрактом стал заключенный 1 сентября 2011 г. ГК «Укрспецэкспорт» договор с ВС Таиланда на поставку 49 основных боевых танков «Оплот». Общая стоимость контракта, по данным иностранных СМИ, составляет $240 млн (7,2 млрд бат). Танки будут поставляться с 2013 г.
Таким образом, можно говорить, что по известным контрактам в ближайшее время Украиной будет передано еще 177 машин на общую сумму около $300 млн.
Как указывается в книге, Украина, кроме готовой продукции, также поставляла в указанный период комплектующие. Так, ГП «Завод им.Малышева» в 2009 г. поставило в Китай 62 моторно-трансмиссионных отделений (МТО), имело заказы от Пакистана на поставку запчастей для спецтехники более чем на $2,5 млн. А в 2012 г. было заявлено о достижении договоренности между ГП «Завод им. Малышева» и пакистанской Heavy Industries о поставке пакистанской стороне крупной партии украинских силовых установок с двигателем 6ТД-2 (1200 л.с.) для ОБТ Al-Khalid.
Более востребована на внешнем рынке, по сравнению с танками, легкая бронетехника. Однако количество производителей легкой бронетехники в мире возросло. Лишь на европейском рынке, включая Турцию как страну НАТО, представлено более 30 компаний из 19 стран, способных выпускать боевые бронированные машины различной сложности и комплектации. В таких условиях украинские спецэкспортеры и производители должны продвигать на экспорт действительно новую или существенно модернизированную легкую бронетехнику. Однако высокий спрос позволяет реализовать и гораздо менее конкурентные образцы.
За 2005-2011 гг. Украина смогла продать 776 единиц бронетехники, из которых 38 было экспортировано в 2005 г. (22 - в Грузию, 12 - в Уганду, по два - в Азербайджан и Казахстан); 83 – в 2006 г. (50 - в Ирак, 20 - в Конго, 10 - в Нигерию и 3 - в Азербайджан); 188 – в 2007 г. (110 - в Ирак, 30 - в Нигерию, 29 - в Азербайджан, 10 - в Мьянму, 6 - в Грузию и три - в США); 165 – в 2008 г. (88 - в Чад, 40 - в Грузию, 32 - в Азербайджан, 4 - в Ирак и один - в США); 121 – в 2009 г. (43 - в Чад, 29 - в Азербайджан, 26 - в Ирак, 16 - в Мьянму, 5 - в Грузию и два - в США); 90 – в 2010 г. (71 - в Азербайджан, 14 - в Таиланд, 3 - в Чад и два - в Судан) и 91 – в 2011 г. (34 - в Судан, по 24 - в Ирак и Таиланд, 5 - в США и 4 - в Эфиопию) (рис. 2).
Рис. 2

Наиболее активно Украина продавала БМП-1. В частности, в 2005-2011 гг. было экспортировано 285 машин или 36,7% (2 - в 2005 г., 20 - в 2006 г., 110 - в 2007 г., 95 - в 2008 г., 39 - в 2009 г., 3 - в 2010 г. и 16 - в 2011 г.). Вторым наиболее популярным образцом бронетехники, экспортируемым в данный период, был БТР-70 (поставлено 180 ед. или 23,2%). При этом 18 БТР-70 было поставлено в 2007 г., 57 – в 2008 г., 34 – в 2009 г., 71 – в 2010 г. Третье место занимает БРЕМ (в том числе, БРЕМ-1У), которых было продано 61 шт. или 7,9% (31 - в 2006 г., 4 в 2008 г. и 26 - в 2009 г.), четвертое - БТР-3Е с показателем в 60 ед. или 7,7% всех проданных машин(их было продано 2 в 2005 г., 7 в 2007 г., 8 в 2008, 5 в 2009 г., 14 в 2010 г. и 24 в 2011 г.). Далее по «популярности» следуют: БТР-3 (в том числе БТР-3У, -ЗУН, -3УК, -3УР), которых было поставлено 53 ед. или 6,8%; БМП-2 (27 или 3,5%), МТ-ЛБМш (26 или 3,4%), БТР-4 (-4К) (24 или 3,1%), БРДМ (23 или 3%), БТР-80 (18), БТС-5Б (17) и БМП-3 (2) (рис. 3).
Рис. 3
Основным рынком сбыта бронетехники для Украины был рынок Африки. Странам Африки было поставлено 246 ед. техники или 31,7% всех экспортируемых машин (134 Чаду, 40 Нигерии, 36 Судану, 20 Конго, 12 Уганде, 4 Эфиопии). На втором – рынок СНГ, куда было направлено 241 ед. или 31,1% (166 Азербайджану, 73 Грузии, 2 Казахстану); на третьем – рынок Ближнего Востока (214 ед. или 27,6%, все в Ирак), на четвертом – рынок Азии (64 ед. или 8,2%: 38 в Таиланд и 26 в Мьянму). При этом 11 машин было поставлено в США (рис. 4).
Рис. 4
Самым крупным контрактом последних лет можно считать контракт с Ираком объемом более $550 млн. В рамках контракта в течение 3-3,5 лет Украина должна поставить более 400 единиц бронетехники, в частности БТР-4. А в 2011 г. было заявлено о подписании второго крупного контракта с Таиландом на поставку БТР-3Е. При этом в июле 2012 г. газета «Сегодня» заявила, что партия из 48 БТР-3Е1 по контракту на поставку 233 машины за $270 млн уже готова к отправке.
Украинские предприятия заключали договора и на модернизацию БТР. В 2009 г. ГП «Завод им. Малышева» заключил контракт с Египтом на модернизацию и ремонт 200 гусеничных бронетранспортёров ОТ-62 «Топаз» (аналог БТР-50 чешско-польского производства).
ОАО «Азовмаш», подключенный к программе создания отечественных БТР как производитель корпусов, выполнял и самостоятельные поставки автотопливозаправщиков для аэродромов РФ и Казахстана. Также можно отметить работу ОАО «Днепрошина», производящего шины для БТР-3Е1, и АО «Росава», которое активно экспортирует свою продукцию для силовых и оборонных ведомств ряда стран. Первое предприятие – «Днепрошина» - еще в 2008 г. работало с Matador по выпуску грузовых шин для ОПК стран НАТО. АО «Росава» только в 2011 г. выиграло три международных контракта: тендер МВД Румынии на $550 тыс., тендер МО Турции на $650 тыс., тендер Министерства обороны Сирии на €230 тыс.
Интерес также представляют контракты на поставку комплектующих. Так ГХВП "Спецтехноэкспорт" и Индийская организация оборонных исследований и разработок (DRDO) подписали в феврале 2011 г. контракт на поставку индийской стороне пробной партии украинских двухтактных композитных двигателей 3ТД-2 для индийской бронетехники, что в дальнейшем может способствовать участию Украины в крупных проектах по модернизации техники в интересах Индии.
Интересным можно также считать соглашение с Казахстаном о совместном производстве 100 бронетранспортеров (БТР) украинской разработки на сумму около $150 млн. Учитывая тот фак, что Казахстан активно реализует совместные проекты с целым рядом стран, такой подход дает возможность Украине наравне с другими участниками активно бороться за данный рынок.
Что касается отечественной автомобильной техники, то этот сегмент практически полностью покрывает продукция ХК «АвтоКрАЗ». Машины «АвтоКрАЗа» успешно экспортируются в многие страны мира как самостоятельно, так и как платформы для различных экспортируемых Украиной систем (в том числе - РЛС). Компания традиционно успешно выступает на внешнем рынке. В 2009 г. ХК поставила 272 машины. Из них 12 тягачей КрАЗ-644317 Минобороны Египта, 5 Вьетнаму, 15 КрАЗ-6322 полиции Индонезии, 86 машин в Казахстан; 49 в Узбекистан; 61 в Туркменистан. При усредненной стоимости $60-90 тыс., получаем также значимую сумму в районе $16-24,5 млн только за 2009 г. При этом в 2005-2011 гг. география поставок данной компании была очень широкой, начиная от РФ и Польши и заканчивая Нигерией и Экваториальной Гвинеей.
С полным текстом исследования по поставкам Украиной вооружений и военной техники, а также проведением модернизации различных видов ВВТ можно ознакомиться в книге «Синдикат: оружейный бизнес.ua».

Комментариев нет:

Отправить комментарий