вторник, 16 октября 2012 г.

Китайская попытка скопировать советский танк Т-10 закончилась катастрофой

   В начале 60-х годов коммунистическая партия Китая доверила своим конструкторам разработать полную линейку бронетанковой техники, в частности, было решено создать китайский клон советского тяжелого танка Т-10.  
Т-10А на Красной площади. 1957 год 
   В 50-е годы Китай получил лицензию на производство советского среднего боевого танка Т-54А, который обозначили, как Тип 59. В строительстве танкового завода и запуске этой боевой машины в серийное производство самое активное участие принимали советские специалисты. Позднее производство было развернуто еще на двух заводах во Внутренней Монголии и в Шанхае. Поэтому с основой для среднего танка проблем не было, было решено модернизировать Тип 59.
  На его же базе решили проектировать облегченную и упрощенную, своего рода мобилизационную модель - Тип 62. Танк для действий в горных и труднопроходимых местностях, например, в районе вьетнамо-китайской границы.
 У плавающего танка ПТ-76 китайцев не устраивала огневая мощь, поэтому ее было решено усилить 85-мм пушкой, так появился Тип 63.
Ходовой макет в музее. Фото: ВИФ-2NE 
  Наибольшие проблемы были с созданием тяжелого танка. Современной основы для его создания у китайцев практически не было. Танки ИС-2 и ИС-3 в это время считались уже устаревшими, а документация на новый на то время Т-10 не передавалась. Хотя, по некоторым данным, китайцы обращались к руководству СССР с просьбой помочь им организовать производство этого танка, но им ответили отказом. По другим данным, китайцам вообще ничего не ответили (в любом случае, этот вопрос требует дальнейшего изучения, хотя, возможно, всех подробностей сейчас уже и не узнать).
  В результате конструкторы Поднебесной, наверное, впервые решили сделать то, чем они стали заниматься в последующие несколько десятилетий - скопировать Т-10. Дело в том, что "десятки", хоть и считали секретными, но, тем не менее, они были официально представлены на военных парадах на Красной площади, в частности, на юбилейном, в 1957 году. Тогда были показаны танки Т-10А. Можно только предполагать, сколько фото- и кинопленки потратили китайские гости, чтобы как можно более детально запечатлеть этот танк.
 
  В результате через три года появился ходовой макет корпуса тяжелого танка, получившего обозначение WZ-111. Впервые в российском Интернете о нем написал сайт "Отвага", авторы которого первыми начали подробно изучать историю китайского танкостроения.
 Ходовая часть танка имела 7 поддерживающих катков, как и у Т-10. Передняя часть корпуса была похожа на фирменный для ленинградских танков ИС-3, ИС-7 и Т-10 "щучий нос", но были и некоторые различия в конструкции, в частности, верхней лобовой детали. Китайцы просто приварили "щучий нос" к корпусу, который, в свою очередь, был заимствован у ИС-2.
  Судя по имеющимся материалам, предполагалось, что башня танка будет напоминать ту, что была на Т-10А, но с более обтекаемой кормой. На крыше располагались два раздельных люка. У командира должна была появиться небольшая башенка, перед которой находилась оптическая панорама.
  Танк должен был весить несколько меньше чем Т-10, всего 49 тонн.  Вооружение - такое же, как у "десятки" – 122-мм пушка Д-25 с аналогичным расположением эжектора. Так же, как и у объекта для подражания, с орудием был спарен крупнокалиберный пулемет ДШК, он же служил в качестве зенитного.
 
 На ходовом макете был установлен 520-сильный дизельный двигатель серии "В". Планировалось позже применить силовую установку мощностью не менее 700 л.с., но отношения с СССР стремительно портились, а самим создать более мощный двигатель не получилось. В результате машина развивала на испытаниях всего 35 км/ч. Для танка начала 60-х годов это было непозволительно мало. Таким образом, амбициозная программа создания современной тяжелой боевой машины зашла в тупик. В результате в 1964 году работы над танком были полностью прекращены. В настоящее время о нем напоминает лишь чудом сохранившийся макет с рубкой вместо башни, хранящийся в одном из китайских музеев. А некоторым конструкторам, которые "провалили" почетное задание партии эту "катастрофическую" неудачу припомнили в годы культурной революции.
   В следующий раз китайцы попытались создать что-то свое лишь после инцидента на Даманском, когда в их распоряжение попал современный на то время Т-62. Но это уже другая история

1 комментарий:

  1. Very interesting. It would be nice if more articles on the T-10 would be posted. It's a relatively unknown tank, especially in the West.

    ОтветитьУдалить