понедельник, 27 августа 2012 г.

Защищенная связь шестого поколения


ПОЛЕВАЯ ТРЕХМЕРНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ СВЯЗИ В СТРУКТУРАХ УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ НОВОГО ОБЛИКА
Александр СТАРЧЕНКОВ 
Журнал "Национальная оборона" №6/2012г
Александр Викторович СТАРЧЕНКОВ
- заместитель генерального директора
по науке ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова»
 В связи с переходом на двухуровневую систему управления войсками возникла необходимость в принципиально новом подходе к вопросу развертывания сети связи в тыловой тактической зоне за счет сил и средств оперативностратегического уровня. В настоящее время для решения этой задачи используется комплекс технических средств с многосвязными узлами доступа, создающими двухмерную сеть связи решетчатой или сотовой структуры. Работа подобных структур основана на каналах связи с пропускной способностью 155 Мбит/с и выше, что приводит к резкому сокращению пролетов связи между узлами (до 15-20 км), так как расстояние между узлами доступа в сети определяется боевым составом войск, построением боевых порядков и пропускной способностью каналов связи. Это, в свою очередь, приводит к росту числа аппаратных и, следовательно, снижению мобильности, а также низкой управляемости сетями.
  Отечественный и зарубежный опыт применения полевых средств связи в локальных конфликтах с высокой динамикой боевых действий показал низкую оперативную готовность такой структуры полевой связи. Ведь она основана на применении многомашинных комплексов средств связи и управления. У нее низкая пропускная способность прямых каналов связи и, как следствие, низкая информативность. В зоне глубиной до 60 км эта структура высоко уязвима от воздействия средств огневого поражения.
  Возможным выходом из сложившейся ситуации может быть переход к трехмерной решетке связи для тактического звена с использованием сетецентрических технологий, которые позволят создать прямые каналы связи с повышенной пропускной способностью. Наиболее перспективным направлением является включение в систему связи беспилотных аппаратов (БАА) вертолетного типа, оснащенных активными ретрансляторами сигналов DSAR+.
  На рисунке представлена схема организации полевой трехмерной транспортной сети связи с использованием комплексных многофункциональных аппаратных связи производства ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» с применением активных ретрансляторов DSAR+ на базе БПЛА. Она сочетает новейшие сетецентрические технологии организации связи в тактическом звене управления «бригада - батальон - рота» с достоинствами прямых каналов связи «бригада - оперативное командование». Скоростная транспортная сеть бригады построена на основе технологии, известной как «Тактический Интернет» военного применения, и базируется на двух типах многофункциональных комплексных аппаратных связи: ПУС (полевой узел связи) и ППУ (подвижный пункт управления).
  Полевой узел связи предоставляет услуги связи должностным лицам бригады на развертываемых пунктах управления, а подвижный пункт управления предоставляет услуги связи должностным лицам бригады при их перемещениях в ходе выполнения боевых задач.
  Обе аппаратные ПУС и ППУ имеют близкий по составу набор оборудования для организации связи и управления, включая места для установки автоматизированных рабочих мест командира, аппаратуры засекречивания, накопления и документирования информации.
  Транспортная сеть строится на основе унифицированного радиорелейного оборудования с повышенной пропускной способностью на одну аппаратную. Оно работает в дециметровых диапазонах волн с целью обеспечения максимальной дальности и устойчивости связи. Для организации каналов связи с полевыми подвижными пунктами управления используются активные ретрансляторы сигналов, работающие в двух диапазонах. Скорость передачи информации в движении составляет 2 Мбит/с и может увеличиваться до 8 Мбит/с в зависимости от условий связи и поставленной задачи. На стоянке скорость передачи составляет 34 Мбит/с.
  Новые аппаратные связи ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» оснащены универсальным мультиплексным оборудованием для работы в сетях SDH, PDH, IP, что создает дополнительные эксплуатационные преимущества на переходном этапе перевооружения подразделений связи и управления. В ПУС предусматривается возможность выноса мультиплексного оборудования с передачей информации по волоконно-оптическому кабелю, что также повышает оперативность развертывания командных пунктов и снижает их заметность.
  Предлагаемая модель транспортной сети строится по сетецентрической технологии с использованием унифицированного радиооборудования дециметрового диапазона волн, работающего в режиме «точка-точка» и «точка-многоточка» с распределением пропускной способности в зависимости от решаемой задачи. Суммарная пропускная способность ПУС составляет 2x6 Мбит/с или 12x256 кбит/с на расстояниях до 5 км при работе в движении, до 30 км при работе на стоянке и до 50 км при работе в движении через активный ретранслятор сигналов DSAR+, установленный на БЛА.
  Кроме указанного оборудования, ПУС и ППУ оснащены средствами КВ-и УКВ-связи, навигации, служебной связи, жизнеобеспечения в соответствии с требованиями на полевые объекты связи и управления тактического звена на колесном шасси защищенного исполнения (по группе 1.1.2 НТД ОТТ 2.1.211-2004).
  В ПУС и ППУ предусмотрено одно рабочее место оператора, а в ППУ, кроме того, - два рабочих места для работы должностных лиц. Компоновка ПУС и ППУ предусматривает размещение и возможность применения табельного оружия экипажа, защищенного бронекузовом автомобиля, а также возможность применения ручного скорострельного оружия, устанавливаемого на турелях вне бронекузова.
  Дальнейшие перспективы развития трехмерной структуры транспортной сети связи связаны с совершенствованием ретрансляционного оборудования, использованием различных платформ и увеличением пропускной способности оборудования.
  В марте 2012 г. ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» провело успешные эксплуатационные испытания новейших разработок: комплексной транспортной многофункциональной аппаратной связи (КАС-ТМ) и комплексной транспортной ретрансляционной аппаратной связи (КАС-ТР). Испытания прошли на полигоне в Черлакском районе Омской области по специальным методикам, разработанным ведущими научными институтами Российской Федерации.
  Во время эксплуатационных испытаний были протестированы принципиально новые тактические приемы организации полевой связи, в том числе загоризонтной, с использованием беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Испытания показали, что активный ретранслятор сигналов DSAR+, установленный на БЛА, позволяет реализовать режим загоризонтной радиорелейной связи с гарантированной устойчивостью вне зависимости от состояния тропосферы. Комплексные аппаратные связи типа КАС-ТМ и КАС-ТР способны заменить собой до пяти единиц техники связи, предлагаемой в настоящее время различными производителями для организации полевой системы связи. Эксплуатационные испытания показали, что новая разработка ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» совместима и обеспечивает встречную работу со всем оборудованием, применяемым в сетях связи общего пользования и сетях связи специального назначения.
  Отличительными характеристиками КАС-ТМ и КАС-ТР являются низкие эксплуатационные затраты, высокая помехозащищенность каналов связи, быстрое развертывание вне зависимости от климатических условий.
Машина комплексной транспортной
многофункциональной аппаратной связи
КАС-ТМ
   Так комплексная транспортная многофункциональная аппаратная связи КАС-ТМ (на базе автомобиля повышенной проходимости КАМАЗ 53501 с колесной формулой 6x6, полной массой не более 18 т.) позволяет развернуть три направления скоростных радиолиний сантиметрового диапазона и направления «привязки» в дециметровом диапазоне экипажем из трех человек за время не более 15 мин.

Машина комплексной транспортной
ретрансляционной аппаратной связи
КАС-ТР
   Комплексная транспортная ретрансляционная аппаратная связи КАС-ТР (на базе автомобиля повышенной проходимости КАМАЗ 4350 с колесной формулой 4x4, полной массой не более 12 т.), позволяет развернуть два направления скоростных радиолиний сантиметрового диапазона и два направления «привязки» в дециметровом диапазоне экипажем из четырех человек за время не более 30 минут.
 Предлагаемая структура организации трехмерной транспортной сети связи в значительной мере повышает мобильность и устойчивость связи и снижает материальные затраты при подготовке и ведении боевой операции, а также обеспечивает быструю реакцию подразделений связи на изменение боевой обстановки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий