понедельник, 14 мая 2012 г.

"Черный орел": несостоявшийся прорыв

Забытый танк "Черный орел": несостоявшийся прорыв из Омска
  Омское конструкторское бюро транспортного машиностроения в советские годы традиционно занималось созданием инженерной техники и разработкой модификаций состоящих на вооружении средних и основных боевых танков, таких как Т-55, Т-64 и Т-80. Хотя были и исключения, так в 50-е годы в Омске была создана зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 и "Объект-600" - противотанковое САУ СУ-122 на базе танка Т-54.
 
   В 60-е годы омичи разрабатывали танк 70-х годов "Объект 627", но, к сожалению, об этой боевой машине, кроме краткого упоминания в сети Интернет, больше ничего не известно.
   В 90-е годы гигантский и современнейший по тем временам омский танковый завод, рассчитанный на массовое производство одного из лучших в мире танков Т-80У, оказался на мели хронического недофинансирования. Чтобы исправить положение, заинтересовать новым танком российскую армию, зарубежных заказчиков тамошние конструкторы решили создать новую боевую машину, используя в качестве основы ленинградскую "восьмидесятку".
 
   Первая информация о новом танке появилась 13 лет назад. В сентябре 1996 года в Кубинке масштабно отмечали День танкиста. После неудач в Чечне, когда поднялась волна очернительства нашей бронетехники, военные решили реабилитировать ее в глазах налогоплательщиков, да и зарубежных покупателей.
  Чтобы показать надежность брони, танки обстреливали противотанковыми ракетами из различных  РПГ.  Били по ним из других танков. Также показали в действии комплекс активной защиты "Дрозд".
    Но главные роли в этом шоу исполняли давно уже известные Т-72, Т-80 и Т-90. И поэтому на пресс-конференции тогдашний начальник Главного автобронетанкового управления Министерства Обороны Александр Галкин пообещал, что через год общественности будет представлен новейший танк.
  Свое обещание он сдержал: на выставке в Омске такой танк появился. Его угловатая башня была прикрыта маскировочной сеткой. Таинственная машина появилась меньше чем на две минуты на расстоянии в 150 метров от трибун и тут же исчезла. Тогда и прозвучало впервые это название - "Черный Орел". Это вызвало восторженные отклики и массу публикаций в отечественных и зарубежных СМИ.
 
   Через два года на следующей выставке присутствующим была представлена уже усовершенствованная машина. Если вначале башню взгромоздили на обычное шасси танка Т-80У, то теперь ходовая стала уже семикатковой. ( СМОТРИМ ВИДЕО)
     Более полное представление о том, как будет выглядеть новейший танк, давал выставленный в павильоне макет. Как сообщалось тогда в периодической печати, танк должен был получить усиленную бронезащиту совершенно новой конструкции в лобовой части. Лоб корпуса и переднюю часть крыши, кроме того, планировали оборудовать встроенной динамической защитой. Механик-водитель располагался не под люком, как на всех серийных российских танках, а за ним.
 
     Когда специалисты осматривали макет, они пришли к выводу, что башня "Черного орла" совершенно новой конструкции, видимо, сварная. Блоки динамической защиты установлены и в передней части крыши. На последней установлены датчики лазерного облучения, а по бокам — пусковые установки, предназначенные для отстрела элементов комплекса активной защиты "Дрозд-М".
    Боекомплект танка, судя по всему, уложен в кормовой нише больших размеров и отделен от боевого отделения броневой перегородкой. При попадании снаряда в отсек боекомплекта и его возможной детонации энергия взрыва должна уходить вверх через вышибные панели, при этом экипаж остается невредим.
 
    Экипаж "Черного орла" состоит из трех человек, размещенных так же, как и на всех советских танках последних лет. У наводчика имеется комбинированный прицел с лазерным дальномером. У командира — панорамный прицел с тепловизором.
    Видимо, информация с любой из этих прицельных систем может выводиться на экран как наводчику, так и командиру. Вооружение 48-тонного танка состоит из 125-мм пушки, спаренного 7,62-мм пулемета и дистанционно управляемой зенитной установки с 12,7-мм пулеметом "Корд".
 
     Двигатель танка — ГТД мощностью не менее 1500 л.с. Танк должен был управляться не рычагами, а штурвалом. Писалось, что по совокупности таких характеристик, как подвижность, огневая мощь и защищенность, этот танк на 70% будет превосходить такие западные танки, как М1А2 "Абрамс", "Леклерк" и "Леопард 2А5".
   На выставке еще раз повторили, что танк на вооружение приниматься не будет, и его выпуск начнется в случае, если на него обратит внимание какой-либо иностранный заказчик. Но зарубежные партнеры не захотели вкладывать деньги в новинку, а предпочли покупать серийные российские танки.
 
   Через некоторое время о "Черном орле" стали забывать. Этому способствовали два обстоятельства. В начале 2000 года было заявлено, что в России создан перспективный танк Т-95. К тому же омский завод, лишившийся заказов от родного оборонного ведомства, стал банкротом.
  Некоторый интерес к "Черному орлу" появился после того, как был обнародован патент на него. В нем достаточно подробно описывались все особенности конструкции. Инженеры из Омска разработали действительно танк нового поколения. По ряду характеристик, в том числе подвижности и защищенности он должен был превосходить даже новейший Т-90МС.
 Правда, тагильская машина, что называется "в металле", успешно проходит испытания, а омский "Черный орел" в настоящее время стал еще одной страницей истории отечественного танкостроения.
Фото: http://t80leningrad.narod.ru
"Вестник Мордовии"

Комментариев нет:

Отправить комментарий