пятница, 4 мая 2012 г.

Модернизация Т-72 для Казахстана

   В вооруженных силах Казахстана в настоящее время находится около 1300 танков типа Т-72. В основном это машины выпуска 80-х годов прошлого века в возрасте 25-30 лет. Полная замена такого парка на совершенно новую технику, например на танки Т-90С, "Оплот" или "Леопард" для Казахстана мало реальна по причине бюджетных ограничений. Таким образом, наиболее приемлемым решением для восстановления военно-технического уровня танкового парка Казахстана, является модернизация. 
     Это прекрасно понимают не только в Казахстане, но и в странах, имеющих опыт модернизации танков советской генерации. И конечно же на первом месте в списке желающих "погреть руки" на модернизации для Казахстана стоит Россия. Руководители российской "оборонки" уже давно и неоднократно заявляли о желании получить этот "жирный кусок" оборонного заказа Казахстана. Вот и в преддверии KADEX-2012 об этом снова заявлял начальник управления военно-технического сотрудничества «Уралвагонзавода» Игорь Куликов. От УВЗ, "Рособоронэкспорта" и "Ростехнологий" звучали заявления о том, что на KADEXе Россией будет продемонстрирован вариант модернизации Т-72, адаптированный к требованиям казахской армии. Однако KADEX открылся и ведет свою работу, но русских танков среди натурных экспонатов мы так и не увидели. Вопреки обещаниям и ожиданиям, ни модернизированного Россией Т-72, ни даже заявленного "Ростехнологиями" Т-90С на KADEXе нет. Вопиющее пренебрежение к заказчику у российских руководителей, ответственных за бронетанковый экспорт поражает! На что надеется Россия? На то что заставит Казахстан пойти на сделку путем политического шантажа и экономического давления? Простите, но эти методы работают все хуже и хуже. Такими действиями Россия лишь отталкивает от себя союзников и партнеров. За примером далеко ходить не надо - после контракта на поставку партии БТР-82, Казахстан заключил более выгодный для себя контракт с Украиной на БТР-4. Нашими танками активно интересовался Азербайджан, но сейчас он "почему-то" так же повернулся лицом в сторону Украины, а в сторону России... - ну не будем уточнять чем именно.
  Ситуация, в прочем, предсказуема и Украина не упустила свой шанс на KADEX - представила свой вариант модернизированного Т-72 - Т-72UA4, наглядно и воочию продемонстрировав свой интерес и возможности потенциальному заказчику.
   Но вот интересный вопрос:  а так ли нуждается Казахстан в сторонних "модернизаторах"? Как показал нынешний KADEX - совсем нет! Еще со времен СССР в Казахстане имелся "свой" танкоремонтный завод в Семипалатинске. Этот БТРЗ был одним из специализированных ремонтных предприятий МО СССР, профилированных на ремонт и модернизацию как раз танков типа  Т-72. С самого момента обретения своей независимости, Казахстан предпринимал неоднократные попытки начать на площадке семипалатинского БТРЗ модернизацию своих танков. Оглашались совместные проекты с французами, итальянцами, финнами, даже с Сингапуром (!) ну и конечно с участием России. Однако по ряду причин политического и экономического характера они тогда ни к чему не привели. Более успешным стало сотрудничество в этой области Казахстана и Израиля. 
    Первый совместный казахско-израильский вариант модернизации Т-72 был представлен общественности два года назад так же на выставке KADEX. 
На танке Т-72KZ была установлена динамическая защита и СУО израильского производства. Эта машина являлась не только выставочным экспонатом, но и прошла обкатку в войсках - в частности принимала участие в учениях. 
 И вот сегодня на KADEX-2012 мы видим еще один вариант модернизации, учитывающий опыт создания и эксплуатации Т-72KZ. 
    Наименование нового казахско-израильского танка пока не оглашено. Разработчик проекта - фирма Elbit. Особенностью этого танка является усовершенствованное СУО TISAS с тепловизионными прицелами израильского производства. Практически точно такую же систему управления огнем имели грузинские танки Т-72SIM, так напугавшие российское военное руководство в августе 2008 года. Обращает на себя внимание и хорошо продуманная, аккуратно исполненная схема размещения динамической защиты. Контейнерами и блоками ДЗ плотно прикрыты все уязвимые места, к сожалению этого нельзя сказать о танках Т-72 модернизируемых в России и поставляемых в Российскую армию. Дополнительным барьером защиты от легких ПТС в бортовой проекции корпуса являются решетчатые экраны, установленные поверх традиционных резино-тканевых. Смущает только слишком малое расстояние между этими двумя экранами, нивелирующее преимущества разнесенной конструкции. Гусеница с последовательным РМШ оснащена асфальтоходными накладками - освоить подобную конструкцию в России так же не смогли, в результате чего танки Т-90А и модернизированные Т-72БА оснащены гусеницой с параллельным РМШ, прототипом которой является гусеница танка Т-80 имеющая недостаток в виде ухудшения зацепных свойств, что приводит к уменьшению допустимых углов бокового крена и как следствие ухудшению проходимости и подвижности танка.

На танк устанавливаются ТИУС, тепловизионный прибор механика-водителя, навигационная система Elbit Systems/Azimuth Technologies Comet с GPS, радиостанции Tadiran. Предусмотрена установка кондиционера и вспомогательного энергоагрегата мощностью 7,5 кВт. В целях экономии было решено отказаться от замены силовой установки - 840-сильного V-образного дизеля вполне хватает для машины такой весовой категории - подвижность танка признана удовлетворительной.
В целом новый казахский вариант модернизированного танка получился органичным, сбалансированным и рациональным с точки зрения "стоимость-эффективность". Его созданием Казахстан еще раз продемонстрировал стремление к подлинной независимости, заботу прежде всего о национальных интересах и интересах национальной промышленности

P.S.: Хотите знать почему Россия не привезла в Казахстан натурные образцы Т-90С и Т-90МС? Все очень просто - оба имеющихся в наличии натурных демонстрационных образца Т-90С сейчас находятся в Екатеринбурге и готовятся к параду в честь Дня Победы - дело это конечно благое, но вот цель этой демонстрации сомнительна - уязвленный "начальник сборочного цеха" тем самым демонстрирует, что его танки все-таки добрались до столицы Урала (кто не не понял - это намек на идиотское УВЗовское предвыборное шоу), демонстрируя верноподданническую преданность делу Путина-Медведева. А вот причина отсутствия новинки - Т-90МС в ином - этот танк сейчас готовят к выставке в Париже - к EUROSATORY. Можно подумать что кто-то из европейцев там у нас его купит...

Комментариев нет:

Отправить комментарий