суббота, 28 апреля 2012 г.

ГАРАНТИЙНЫЕ ИСПЫТАНИЯ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ


ГАРАНТИЙНЫЕ ИСПЫТАНИЯ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ
(в порядке обсуждения)
Канд. техн. наук С. В. ДОРОГИН, Г. М. ЖАРАБИН, канд. техн. наук В. А. СОРОКИН
журнал "Вестник бронетанковой техники" №3 / 1979г
   Обсуждение работы [1] дает право высказать некоторые соображения о гарантийных испытаниях на основе более чем 35-летнего опыта их проведения. Они были начаты по инициативе ГКО в 1943 г. для проверки качества и надежности образцов бронетанковой техники. Общее представление об объеме, условиях и основных результатах их проведения показывает:
  1) Число машин, испытанных за 1943-1976 гг., насчитывает 642*, а номенклатура их - 70.

*За 1943—1944 гг. учтены данные только по танкам Т-34 всех модификаций и самоходным установкам на их базе. По остальным испытанным маркам образцов БТТ (тяжелые танки и самоходные установки на их базе, легкие танки и самоходные установки, бронеавтомобили) точные данные за 1943— 1944 гг. отсутствуют. Поэтому общее количество испытанных машин может превосходить указанное число примерно на 30—35 единиц.

  2) В период 1946-1976 гг. ежегодно испытывалось 8-29 образцов от одного до 12 типов. При незначительном колебании среднегодового числа испытанных машин (15-19) среднегодовая номенклатура по пятилеткам имеет тенденцию к заметному возрастанию (от 3 до 8-9) (табл. 1).
  3) Гарантийные испытания проводились в различных климатических зонах. Наибольшее число машин - 417 (64,9%) было испытано во II (умеренной) зоне, 127 (19,8%) машин было испытано в I (холодной) зоне, 68 (10,6%) в IV (жаркой) зоне и 30 (4,7%) в горных условиях (классификация зон по ГОСТ 16350-70).
  4) Из 642 испытанных машин выдержали гарантийные испытания 199 (30,9%). Доля выдержавших гарантийные испытания машин (табл.2) по их типам изменялось в весьма широких пределах (5-55%).
  5) Представляют интерес данные о числе машин, выдержавших гарантийные испытания, в зависимости от климатических зон и условий проведения испытаний. Так, например, при испытаниях: в научно-исследовательских учреждениях (НИУ) МО их выдержали 27,3% машин, в войсках - 33,4%, на заводах - 36,9%. При этом следует иметь в виду, что испытаниям в НИУ МО были подвергнуты 50% всех машин и они проводились в течение всего года, а в войсках - только в летнее и в зимнее время; на заводах было испытано всего 17,3%. Во II климатической зоне в разное время года испытания выдержали 28,5% машин, в IV зоне - 30,8%, в I зоне (зимой) -37,0%, в горных условиях (летом) - 40,0% машин.
Таблица 1

Среднегодовые значения числа и номенклатуры испытанных машин
Годы
Среднегодовое число испытанных образцов
Среднегодовое число испытанных типов

1946 - 1950
17
3
1951 - 1955
15
4
1956 - 1960
15
7
1961 - 1965
19
8
1966 - 1970
18
9
1971 - 1975
19
8

   Из приведенных данных следует, что по мере совершенствования машин с увеличением их гарантийной наработки число выдержавших испытания машин возрастает. Так, если относительное число танков Т-34, выдержавших испытания, принять за единицу, то для танков Т-54 этот показатель равен 1,39, для танков Т-62 -1,71; для танков Т-64А -1,04; для танков Т-72 -1,30.
   Для рассматриваемого периода характерно заметное увеличение гарантийной наработки (в 5 - 6 раз) при незначительном увеличении (в 1,3 - 1,5 раза) наработки до капитального ремонта. Это , обстоятельство отражает специфику военных машин, имеющих высокую потенциальную вероятность боевых повреждений в течение одной-двух фронтовых (армейских) операций. Увеличение наработки до капитального ремонта более 11 - 12 тыс. км для них не оправдано экономически, а увеличение гарантийной наработки является необходимостью.
   Следует отметить, что гарантийные испытания по своему существу являются ускоренными испытаниями, так как обеспечивают проверку качества техники в объеме гарантийной наработки в среднем в 6 - 10 раз быстрее, чем в условиях нормальной войсковой эксплуатации машин учебно-боевой группы. Их проведение в различных климатических зонах по единым методикам дает возможность оценить характеристики машин в наиболее распространенных условиях войсковой эксплуатации.
   Существуют гарантии по наработке и времени эксплуатации или хранения бронетанковой техники [2]. При этом под гарантией понимается срок эксплуатации, в течение которого изготовитель гарантирует доброкачественность изделия согласно утвержденным ТТХ, ГОСТ и ТУ. В этом смысле гарантия является показателем качества и ответственности изготовителя за выполнение своих обязательств перед заказчиком [3].
Таблица 2

Число испытанных и выдержавших гарантийные испытания машин
Марки машин
Число испытанных машин
Процент машин, выдержавших испытания
ИС-2, ИС-85, ИС-122, ИСУ-122, ИСУ-152           
19
5,3
ИС-3
9
0
ИС-4
6
0
Т-10, Т-10А, Т-10М
20
5,0
Т-34, Т-34-85, СУ-85, СУ-100
94
39,4
Т-44
22
9,1
Т-54, ЗСУ-57-2
97
53,6
Т-55
55
16,4
БТС-2
2
50,0
Т-62
53
66,0
ИТ-1
3
33,3
Т-64
3
33,3
Т-64А
9
44,4
Т-72
6
50,0
СУ-76
17
29,4
АСУ-76, АСУ-57
8
12,5
ПТ-76Б, БТР-50П
47
38,3
СУ-85
4
0
БМД-1, БТР-Д
10
10,0
БМП-1, БМП-1К, БРМ-1К
69
10,1
ЗСУ-23-4
14
0
Шасси «123»
10
20,0
БТР-40
4
25,0
БТР-152
11
54,5
БРДМ-1, Б РДМ-2
24
20,8
БТР-60ПБ
26
23,1

  К сожалению, с понятием «гарантия» часто связывают не обязанность изготовителя выпускать доброкачественную продукцию, а обязательства безвозмездного устранения недостатков (в том числе за счет проведения ремонтов своими силами и поставки сборочных единиц в войска, сверх установленных норм комплектации или снабжения). Таким образом, гарантия качества подменяется гарантией ремонта. Вполне очевидно, что и это понятие и соответствующие критерии оценки должны быть едиными как для заказчика, так и для изготовителя.
  Объем гарантийных испытаний последних образцов бронетанковой техники достигает 46 - 57% ресурса [1]. Такой объем проверки позволяет выяснить эксплуатационные свойства и надежность машины в пределах, значительно превосходящих период начальной приработки и находящихся примерно в середине зоны нормальной эксплуатации.
   При разработке типовой программы гарантийных испытаний важное значение приобретает вопрос о числе испытуемых машин n [4]. В работе [1] рассмотрен один из вариантов расчета n, можно предложить второй. Пусть:

Sг — гарантийная наработка на отказ;
Sн — средняя наработка на отказ (Sн > Sг);
n — число одновременно испытываемых машин на надежность;
r — число неустранимых отказов за Sн или Sг;
α = β = 0,1 — риск заказчика и изготовителя;
A = (1- β) / α — отношение вероятности браковки машин, удовлетворяющих и не удовлетворяющих ТУ. По предыдущему условию А = 9;
В = β /(1 - α) —отношение вероятностей приемки машин, удовлетворяющих и не удовлетворяющих ТУ (по условию В = 0,111);
Pг(r) = (Sн n/Sг)r e(-Sнn/Sг): r!,
Pн(r) = (Sн n/Sн)r e(-Sнn/Sн): r!— вероятности возникновения заданного числа отказов (при экспоненциальном законе распределения и средней наработке на отказ соответственно Sг и Sн) за суммарную наработку Sн n;

P(r) = Pг(r) / Pн(r) = (Sн/ Sг) r e-(1/Sг – 1/Sн) Sн n
— отношение вероятностей, которое необходимо сравнивать с А или В.
Задаваясь различными отношениями Sн/ Sг, при указанной выше величине риска, можно определить необходимое число машин n, удовлетворяющее условию P(r) ≤ B в предположении, что r = 0. Так, например:
а) При Sн/ Sг = 2 P(r) =0,111 =2°·2,72-1·n , откуда n = 2,2. Следовательно, число машин должно быть равно 3.
б) При Sн/ Sг = 1,5 P(r) =0,111 = 1,5·2,72-0,50·n, откуда n = 4,4. Следовательно, число машин должно быть равно 5.         
в) При Sн/ Sг= 1,25 P(r) =0,111 = 1,25°·2,72-0,25·n, откуда n = 8,8. Следовательно, число машин должно быть равно 9.
  Чем меньше будет разница между наработками Sн и Sг, тем больше необходимо иметь машин для обеспечения условия В≤0,111.
  Многолетняя практика показала эффективность гарантийных испытаний с целью контроля качества серийной БТТ, поэтому они могут и должны являться обязательным элементом общей системы испытаний бронетанковой техники. Для дальнейшего совершенствования системы гарантийных испытаний целесообразна разработка положения о гарантийных испытаниях и их типовой программы. Для разработки типовой программы гарантийных испытаний можно рекомендовать следующие исходные положения:
1)      Целью испытаний является:
а) оценка качества изготовления, работоспособности и соответствия образца утвержденным ТУ по проверяемым параметрам в пределах гарантийной наработки образца в целом;
б) определение причин выявленных недостатков и разработка предложений по их устранению.
     2)    Гарантийным испытаниям должны подвергаться серийные образцы из числа принятых военным представительством для поставки в войска, по выбору приемщика. Установка опытных сборочных единиц на машинах, подвергающихся гарантийным испытаниям, не допускается, так как этим будет нарушаться случайность выборки, необходимая для оценки качества серийной продукции.
    3)     Гарантийным испытаниям - в зависимости от годового объема выпуска продукции предприятием - должны подвергаться 1-2 образца в год.
    4)     Гарантийные испытания могут проводиться в войсках или на заводах промышленности. Один раз в год в одном из военных округов (поочередно в каждой климатической зоне) должны проводиться одновременные испытания всех или большинства типов серийных машин. Материально-техническое обеспечение и обеспечение личным составом экипажей и контролеров в этом случае возлагаются на войсковые части. Испытания на заводах промышленности проводит комиссия из состава военных представительств. В этих случаях ответственность за материально-техническое обеспечение испытаний и за обеспечение экипажами возлагается на завод-изготовитель, а за организацию испытаний — на военное представительство.
     5)    Независимо от места проведения испытаний завод обеспечивает восстановление образцов, вышедших из строя во время испытаний, а также разборку и дефектацию по окончании испытаний.
Выводы:
    1.     Гарантийные испытания бронетанковой техники, проводимые заказчиком с 1943 г., являются действенным и оперативным средством контроля качества серийно выпускаемой продукции в объеме гарантийной наработки образца.
     2.    Для дальнейшего повышения эффективности гарантийных испытаний целесообразна разработка положения о гарантийных испытаниях и их типовой программы.

ЛИТЕРАТУРА
1.Платонова Л. Г., Развалов А. С. О гарантийных обязательствах и гарантийных испытаниях бронетанковой техники.— Вестник бронетанковой техники, 1977, № 2.
2.Халфин С. А. О гарантийных обязательствах на бронетанковую технику и комплектующие изделия. — Вестник бронетанковой техники, 1970, № 3.
3.Дорогин С. В., Молотков В. И. О гарантийном сроке службы танка. — Вестник бронетанковой техники, 1964, № 4.
4.ГОСТ 16504—70. Качество продукции. Контроль и испытания. — М.: Изд-во стандартов, 1972.

Поступила в редакцию 15.11.78.

3 комментария:

  1. Алексей, предоставляйте пожалуйста сканы хотя бы с части публикуемого Вами материала, чтобы можно было подтвердить другим, что это писали люди объективно оценивавшие Т-72 и Т-64, а не "редакторская" правка Гур-хана в его блоге.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А откуда такие сомнения? Я вроде в компиляции и фальсификации источников замечен небыл. Или у Тарасенко и его команды имеется подшивка "Вестника..." только за 1991год? ;))) В общем вот - пожалуйста - сличайте - на моей совести только выделение цветом - все остальное работа "Файнридера"
      http://itmages.ru/image/view/504188/dbef8d5a
      http://itmages.ru/image/view/504190/a6562702
      http://itmages.ru/image/view/504191/5d74eccc
      http://itmages.ru/image/view/504192/8c3fd135

      Удалить
    2. Спасибо за сканы. У меня нет подозрений на Ваш счет, но сами понимаете, в силу некоторых неприглядных фактов Т-64 некоторые адепты харьковского танкостроения упираются до последнего, пока не ткнешь им в нос документ, ссылку на Ваш блог они уже не признают принципиально)) вражья пропаганда-с)

      Удалить