среда, 30 ноября 2011 г.

Брак башен танка Т-64А


О ХАРАКТЕРЕ ТРЕЩИН В БАШНЯХ ТАНКА Т-64А

Л. Т. ИЛЬИНКОВА, М. Г. КОВРИГА, Ю. Н. МАСЛОВА, Н. Д. САВЕНКО
Журнал «Вестник бронетанковой техники» №5 / 1976г.  С.37-38

   На окончательно готовых литых башнях танка Т-64А, в районе передних ниш, были обнаружены волосовидные трещины глубиной до 5 и длиной до 50 мм. Для выяснения их происхождения и влияния на противоснарядную стойкость был проведен визуальный осмотр поверхности 21 башни на всех технологических операциях изготовления, а также произведено металлографическое исследование и снарядный обстрел одной башни с трещинами в нишах.
Поверхности ниш осматривались после зачистки наждачным камнем до чистоты поверхностей Ѵб. После термообработки на 62% осмотренных башен были выявлены грубые извилистые трещины глубиной до 20 и длиной до 300 мм, располагавшиеся в углах сопряжений плоскостей и на плоскостях ниш. Эти трещины были литейным браком и удалялись вырубкой, заточкой или выплавкой. Затем трещины были обнаружены после исправления геометрических размеров выплавкой. Эти трещины по внешнему виду и глубине соответствовали трещинам, обнаруженным на готовых башнях.
Таблица 1. Результаты внешнего осмотра башен после исправления геометрических размеров ниш выплавкой
Наименование
Количество трещин
шт.
%
По способу подгонки геометрических размеров:


— выплавка
144
97,0
— наплавка
4
3,0
По виду расположения:


— угловые
99
67,0
— плоскостные
49
33,0
ГІо месту расположения:


— в левой нише
46
31,0
— в правой нише
102
69,0
Они располагались по участкам выплавки, в единичных случаях — на границе «наплавка — основной металл». На участках ниш, где не было выплавочных работ, трещины не обнаружены. В углах сопряжений трещин вдвое больше, чем по плоскости ниш. Несколько больше трещин в правой нише, что можно объяснить большим объемом выплавочно-наплавочных работ (табл. 1).
    Влияние времени вылеживания на возникновение трещин проверялось на одной башне через 3, 6 и 8 ч. С увеличением времени вылеживания количество трещин увеличивалось. Обнаруженные после 6 суток вылеживания трещины на поверхности ниш удалялись абразивной заточкой на глубину 5 мм. Осмотром через двое суток после заточки обнаружено 10 новых трещин. Таким образом, установлено, что на башнях в местах подгонки геометрических размеров выплавкой образуются трещины, количество которых с течением времени увеличивается.
Таблица 2. Значения поверхностных напряжений (кгс/мм2) на различных этапах изготовления
Номер башни
После термической обработки
После подгонки геометрических размеров выплавкой
1
66,5
41,4
44,0
25,6
2
54,0
15,6
22,0
19,2
3
54,2
12,6
85,0
4,5
   Металлографическим исследованием установлено, что по месту выплавки имеется зона термического влияния, распространяющаяся на глубину 3—5,5 мм; наблюдаемые на поверхности ниш трещины не выходят за пределы этой зоны. Микроструктура зоны термического влияния мартенситобейнитная, твердость HRC — 46 ед. Микроструктура основного металла — сорбит высокого отпуска, HRC — 18—20 ед. В изломе, полученном после поломки пробы на прессе, стенки трещин имеют мелкокристаллическое строение, характерное для подкаленной зоны, их поверхность незначительно окислена.
    Одна башня с трещинами в нишах после трехмесячного вылеживания со времени подгонки размеров выплавкой была испытана снарядным обстрелом при температуре воздуха +18° С. Полигонные испытания башня выдержала, хрупких отколов не было.
Для определения причины образования трещин после различных технологических операций были измерены прибором ИОН поверхностные напряжения в металле башен*.
Уровень поверхностных напряжений на башнях после предварительной и окончательной термообработки колебался в довольно широких пределах (от 39 до 87 кгс/мм2) и в отдельных точках превышал предел текучести для данной марки стали. Разрядка высокого уровня напряжений в районе ниш сопровождалась появлением трещин.
   Данные изменения уровня напряжений на различных этапах технологического процесса изготовления башен приведены в табл. 2. 
    На одной башне было проверено влияние подогрева до температуры 250° С перед выплавочными работами на уровень поверхностных напряжений. Подогрев привел к снижению общего уровня напряжений примерно в четыре раза (с 85 до 22 кгс/мм2) и уменьшил количество трещин.
    Выводы
1. Трещины, выявляемые после предварительной и окончательной термообработки башен, литейного происхождения, а трещины, выявляемые на последующих технологических операциях — подкалочные, появление которых связано с высоким напряжением, возникающим в результате выплавочно-наплавочных работ при исправлении геометрических размеров ниш.
2. Волосовидные подкалочные трещины в районе ниш не снижают противоснарядную стойкость и живучесть башен.
3. Подогрев башен до 250° С перед выплавочными работами уменьшает количество подкалочных трещин, однако не исключает их появление.
4. Во избежание трещинообразования и с целью устранения выплавочных работ рекомендуется скорректировать модель.
* Замер напряжений производили Н. Г. Василевский и В. Яцунов.
Gur Khan: Статья скопирована без купюр и каких либо исправлений. Танк Т-64А к этому времени находился в серии более 8 лет.  Уровень брака по трещинам был столь высок, что потребовалось проводить специальное исследование и испытания. И хотя проведенные испытания не выявили снижения противоснарядной стойкости и живучести башен, тем не менее ситуация на производстве потребовала изменений в конструкции башни - пример изначально низкого качества конструкторских работ, игнорирование особенностей технологии и пренебрежения к требованиям производства,  царившие в ХКБМ. При изготовлении башен для танков Т-72 таких проблем не возникало...

Комментариев нет:

Отправить комментарий