среда, 23 ноября 2011 г.

Т-64 vs Т-72: мнение реального офицера-танкиста


Дискуссии на тему, какой танк лучше: Т-64 или Т-72 ну никак не хотят прекращаться. Вот почитаем мнение строевого офицера-танкиста, участника интернет-форума «Сила России» с ником «vilenich»:
    Я чистейший «шестьдесятчетверочник», закончивший Харьковское ВТКУ и прослуживший в ротном звене именно на этих танках. Так что знаем мы инструкции. Я просто объективно излагаю своё мнение, что у Т-72 лучше, то лучше. Я могу более детально остановиться на Т-64 и Т-72, поскольку побольше опыт эксплуатации именно этих марок. Вкратце:

Т-64Б: отличался надёжной системой управления огнём и хорошей ремонтопригодностью, при отсутствии ремонтных подразделений удавалось самостоятельно и довольно в сжатые сроки заменять и двигатель, и БКП. Недостатки, это конечно ненадёжный двигатель, который очень боится перегрева и проблемная ходовая часть, с которой по косогорам и т.п. лучше не ездить.
Т-72: надёжный двигатель, ходовая часть, но слабовата система управления огнём и огромная головная боль замена двигателя. Починить-то может его и легко, но заменить, это проблема по сравнению с Т-64. Двигатель Т-72 конечно понадёжнее 5ТДФ, но замена его вызывает большие сложности. Прицел Т-72, с отрабатывающей угол шкалой после замера дальности, до сих пор вызывает неприятные воспоминания. А вот если бы Т-72 выпускался с "Обью", то тогда, наверное, и сравнивать бы не пришлось!

У меня есть личный опыт эксплуатации Т-72 в Закавказком регионе. Танк показал себя прекрасно при преодолении перевалов (более 2000 м), на каменистом грунте. Например, при эвакуации танка из котловины, образовавшейся при добыче туфа, полностью забитая камнями ходовая часть уверенно держала гусеницу. Чего не скажешь о Т-64, которая, при попадании камней и выезде на крутой косогор имеет свойство сбрасывать гусеницы и хорошо ещё если наружу. Аналогичная история возникает и при погрузке (выгрузке) на ж.д. платформы, при небольших погрешностях, которые спокойно проходят на Т-72, гусеница Т-64 выворачивается с соответствующими последствиями. В отношении температурного режима, то я при эксплуатации не заметил большой разницы между Т-64 выпуска 70-х и 80-х годов, в средней полосе в летнее время перегреваются и те и другие, хотя бесспорно более новые модели греются меньше. Для снижения температуры приходилось в летнее время включать обогрев боевого отделения, чтобы хоть на 5 градусов снизить температуру ОЖ двигателя.

11 комментариев:

  1. "Двигатель Т-72 конечно понадёжнее 5ТДФ, но замена его вызывает большие сложности."

    Интересно, была-ли эта проблема решена на Т-90?
    Спасибо

    ОтветитьУдалить
  2. Частично. Внедрен комплекс мероприятий, позволяющий уменьшить время замены двигателя В-92С2 на Т-90С/А примерно в 2 раза. Но опять же необходимо понимать, что необходимость замены и вообще доставания двигателя из МТО на Т-90 сведена к минимальным значениям.

    ОтветитьУдалить
  3. Харьковские машины (Т-64Б и Т-80УД) запомнились мне плохим запуском двигателя - даже летом его надо было греть минимум до 90 градусов ОЖ либо заводить с толкача.
    Принудительный впрыск масла на старых машинах эффекта не давал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. За все время срочной службы ( ГСВГ) наблюдал проблемы с запуском движка только у молодых и неопытных механиков. Все наши учебно-боевые машины, не говоря уже про боевые, запускались с пол-тычка !!! Запуск с масловпрыском применяли на слабых АКБ, чтоб не садить их еще больше - заводился движок моментально. Если двигун вообще убитый ( было несколько ) то добавляя воздуха заводили и его.
      Подогревать летом ??? А выстрелом не пробовали заводить ?!

      Удалить
    2. Я тоже выпускник Харьковского Гв. ВТКУ (1986 год). Полностью согласен с автором статьи: грамотный и серьезный сравнительный анализ!

      Удалить
  4. Алексей здравствуйте, не могли бы вы ответить на следующий вопрос: чего такого навесили на Т-64 булат, что он по массе догнал Т-90, хотя изначально Т-64 даже легче 72-ек?

    ОтветитьУдалить
  5. Меня поражают такие дискуссии: "какой хлам лучше". Обоим обсуждаемым танкам давно пора в металлолом. Посмотрите на Меркавы, Леопарды и Абрамсы - и согласитесь и со мной, и с Минобороны...

    ОтветитьУдалить
  6. г-ну Юрию Максименко

    Срок службы танка минимум 15 лет. И менять танки через каждые три года, только потому, что у Израиля появилась новая модель "Меркавы" в количестве 2-х экземпляров, не дело. Впрочем, при наличии у стран вероятного противника всех этих "Абрамсов", "Меркав" и т.п., у этих стран на вооружении стоят и вполне исправные и готовые к бою танки устаревших типов - эти ребята не настолько богаты, чтобы сорить деньгами. А мы - тем более...

    ОтветитьУдалить
  7. г-ну Максименко, любетелю иноземного хлама:
    Вы какой-нибудь танк, хоть кроме как в интернете видели? (не говоря уже про воевали...)

    Знаток...

    ОтветитьУдалить
  8. т-64, т-72, т-80 одноклассники и Абрамса и Леопарда. В них может всякое раздражать, но когда через границу хлынут китайцы не хотелось бы искать танки поштучно как Сталин в 41 году под Москвой. Пусть стоят на базах, ждут своего часа (дай бог не дождутся), хлеба не просят. А всякого умника, что желает их распилить повесят за яйца та пехота (мы с вами) что будет дальневосточных окопах сидеть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. если китайцы рванут , то ХЗ, быть может ядерные мины помогут, количество войск такое на ДВ что больше остановить их нечем будет.
      дембельнулся в 2000году, на вооружении 93ОТБ часть постоянной боевой готовности, укомплектована по штату полностью на вооружении - ВНИМАНИЕ модификации Т-55 с бровями лазерными дальномерами активной защитой и ДШКМ на башне. в 2008 мой батальон перевооружили на 80ки.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.